о сайте ...

Новые модели университета  
и проблемы университетского управления  
Становление, развитие и модернизация современного университета

Налетова Ирина Владимировна  
Тамбовский государственный университет имени Г.Р.Державина

История университетского образования насчитывает несколько столетий, в течение которых оно убедительно продемонстрировало свою жизнеспособность, способность к изменениям, содействию преобразованиям и прогрессу в обществе. Первые университеты возникли в Европе в XI-XII веках и давали в основном гуманитарное образование. Несмотря на то, что образование только начинало приобретать свою популярность в обществе, выпускники первых факультетов (искусств, юридического, богословского, медицинского) уже помогали решать основные государственные задачи: участвовали в управлении государством и поддержании правопорядка, обеспечивали развитие духовной жизни общества и здравоохранения.

С самого начала университеты и университетское образование не имели ярко выраженных национальных традиций и направленности. У истоков современного университетского образования лежат две противоположные тенденции: одна – нацеленность на получение и тиражирование знаний; другая – стремление получить практическую высококлассную, профессиональную подготовку. Эти две тенденции дали начало двум основным теориям развития университета: теории либерального и теории утилитарного образования.

Сторонники либерального образования, направленного на формирование духовно-свободной личности на основе изучения классической литературы, считали, что культурно человек может развиваться независимо от изменений в обществе. Поэтому образование должно быть направлено на потребности отдельной личности, а не общества в целом. Других взглядов придерживались утилитаристы. Они на первый план выдвигали полезность образования. Система образования должны быть доступна всем, решать насущные социальные проблемы, но не обязательно развивать внутренний мир отдельной личности.

Споры утилитаристов и сторонников утилитарного образования продолжались несколько веков и только в XIX веке благодаря реформам В.фон Гумбольдта в теории университетского образования была сделана попытка объединить взгляды оппонентов, соединить потребности общества и отдельной личности в процессе получения образования. С этого времени роль и значение высшего образования еще больше возрастает, оно становится не просто знанием отдельных людей, а начинает приносить пользу всему обществу. Новая модель университетского образования, соединяющая собственно обучение с научными исследованиями, просуществовала с некоторыми изменениями почти два века до конца 1990-х годов.

 Возникновение «идеальной», классической модели университетского образования связывают с открытием в 1810 году Берлинского университета. В основу новой модели университетского образования были положены три принципа. Первый состоял в отрицании примитивного утилитарного взгляда на образование, когда знания ценятся лишь с практической точки зрения. Второй – предостерегал от засилья опытной (эмпирической) науки, которое противодействовало фундаментальному теоретическому познанию. Наконец, третий принцип утверждал господство гуманитарного образования, без которого не может быть образованной личности (Захаров И.В., Ляхович Е.С. Миссия университета в европейской культуре М., 1994. С.52).

Основу гумбольдской модели университета составили идеи немецкой классической философии от Канта и Фихте до самого фон Гумбольдта. Возникновение новой модели происходило одновременно с подъемом национальных стремлений и повышением значения государства в XIX веке. Между властью и знанием сложилась договоренность. Ученые желали иметь разрешенные государством беспрецедентные институциональные возможности. В свою очередь государство предъявляло требование к университетам поддерживать национальную культуру, помогать в формировании национальных символов, личности граждан своего государства. Поэтому в основе формирования «идеальной модели» университета лежит союз между знанием и властью.

«Идеальная модель» университета – это, прежде всего, культурно-историческая модель, согласно которой университет зависит от социокультурного окружения. Общество и культура, в которых возникает университет, определяют его форму, задачи, функции, предъявляет определенные требования.

Эффективное функционирование новой модели университета с одной стороны, и изменения социально-экономических и политических тенденций в государстве и мире позволили изменить место и роль университета. Со второй половины ХХ века начинает осознаваться решающая роль университетского, высшего (третичного) образования как фундаментального фактора военного могущества, политического успеха, механизма решения внутренних и геополитических проблем в условиях биполярного мира.

С другой стороны, изменения в обществе не могли оставить без изменения саму модель университета. Еще в начале 50-х годов прошлого века А.Вебер подчеркивал количественные и качественные различия современного ему университета и «идеальной», гумбольдской модели. В середине прошлого века центральными становятся проблемы перегрузки профессиональным обучением, разрастания университетов в огромные организации при отсутствии соответствующего пополнения преподавательского состава. Причину этих проблем А.Вебер видит в изменении исторического положения в эпоху господства масс. Поэтому главными задачами университетского управления в это время становится сближение университета с исторической ситуацией, сохранение в действительно революционной новой ситуации университета с его прежними принципами и идеями, придание ему в новой ситуации нового образа, исходя из центра модифицированного формирования личности.

В середине прошлого века университеты смогли пройти свой путь адаптации к новым условиям социокультурной реальности, прежде всего через процессы дифференциации. Одновременно с этим во многих странах мира произошла примечательная диверсификация систем высшего образования. Появление наряду с традиционными университетами множества учреждений нового типа – технических  институтов с более короткими программами поствторичного образования, местных колледжей, политехникумов, центров дистанционного обучения – создало новые возможности для удовлетворения растущего общественного спроса. Под влиянием социальных изменений на Западе сформировались три вида систем высшего образования:

·        унитарные системы, включающие только университеты;

·        бинарные системы университетского и неуниверситетского образования;

·       тернарные системы, в которые входят университеты/ колледжи, политехнические институты/ краткое послесреднее образование (Байденко В.И. Болонский процесс: структурная реформа высшего образования Европы. М., 2002. С.63).

Унитарные университетские системы выступают высшей ступенью современного третичного образования. Университеты не только готовят специалистов всех уровней (от ассистента до магистра), но и присуждают степени доктора философии, доктора по специальности. Университеты выступают центром научно-исследовательской деятельности, часто включая в себя и другие учреждения высшего образования как свои подструктурные элементы. Именно в университетах сосредоточена большая часть студентов: в Западной Европе и Японии – более 80%, в США – более 60%. Они считаются вершиной образовательной лестницы и единственным учебным заведением, способным дать обществу высококвалифицированных специалистов. 

Университеты последних десятилетий – сложный элемент не только системы образования, но и всего общества в целом, государства. Высокопрофессиональная подготовка, социальные конфликты с государством, голос радикальной демократии, стремление привлечь коммерческих партнеров и спонсоров к профессионально-техническим программам и совместным исследованиям – все это университет второй половины ХХ века. С 70-80-х годов исследователи, анализируя развитие и функционирование университетов, все чаще подчеркивают лидирующую роль университета в обществе и государстве.

Все более разрастающиеся университеты (К.Керр называет их мультиверситетами) – это особые интеллектуальные города, которые для окружающего социокультурного пространства играют ведущую роль (Kerr C.A Critical Age in the University World // Europe Y.of Ed. Abington, 1987. Vol. 22. 2) .

Университет рубежа веков – это особая станция социального обслуживания, главный агент по предоставлению различных услуг населению. Причем производство образовательный услуг (традиционное направление деятельности высших учебных заведений_ - важная, но далеко не единственная деятельность современных университетов. В них развивается наука, совершенствуются технологии производства. Университет становится не абстрактной теоретической конструкцией, а реальной силой, необходимой для развития экономики, армии, политической власти, культуры.

Американский социолог, теоретик постиндустриального общества Д.Белл считает, что университет становится главным социальным институтом современного общества. Как элитная группа высших учебных заведений, университет в последнее время принял на себя большое число расширившихся функций: в области фундаментальных научных исследований; как институт обеспечения потребностей общества в высококвалифицированных кадрах; в развитии общего образования (Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. М., 1999. С.334-335).

Несмотря на то, что к концу прошлого века высшее университетское образование прочно заняло место среди ведущих государственных приоритетов, начиная с 80-х годов государственное финансирование высшего образования во всех развитых странах постепенно сокращается. Как следствие этого в последнее десятилетие постепенно менялись роль и форма организации университетского образования. Чаще всего изменения в высшем образовании связывают с тенденциями глобализации, которая, прежде всего, рассматривается с экономической стороны.

Университет в условиях глобализации приобретает все новые и новые черты. Если в конце ХХ века подчеркивалась роль университета в обществе как его основного социального института, то сегодня положение и организация университетов вызывает много споров. Производство, развитие и распространение культуры – задачи университета в XIX-XX веках – отходят на задний план и главными становятся вопросы адаптации к современным социально-экономическим и политическим изменениям, вопросы сотрудничества университета с государством, с одной стороны, и глобальным миром – с другой.

Один их теоретиков современного университетского образования, вице-канцлер Кенсингтонского университета, профессор П.Скотт разводит такие понятия как глобализация и интернационализация образования. Интернационализация предполагает существование мира, состоящего из национальных государств, на основе чего складываются четкие геополитические границы, через которые может осуществляться традиционная деятельность по интернационализации образования (набор и перемещение студентов, обмен персоналом, сотрудничество университетов, совместная исследовательская работа). Глобализация, по мнению П.Скотта, намного более фундаментальное изменение мирового порядка, при котором национальные границы утрачивают свое значение благодаря развитию высоких технологий и распространению массовой культуры. Глобализация напрямую затрагивает университеты, так как делает особенно актуальной задачу распространения национальных культур, способствует стандартизации обучения (под влиянием современных информационных технологий и появления глобальных исследовательских сетей), а также ограничивает бюджетные возможности развитых государств, от которых зависит большая часть финансирования университетского образования (Скотт П. Глобализация и университет // Alma mater. М., 2000. №4. С.3-8). Глобализация, продолжает П.Скотт, возможно самая главная проблема, вставшая перед университетом за всю его долгую историю. Поэтому университетам предстоит трудная работа, чтобы адаптироваться к требованиям зарождающейся эпохи глобализации. Если они не проявят нужную гибкость, необходимость в них может просто отпасть, а если продемонстрируют ее, в итоге могут перестать быть университетами. В XXI столетии университеты должны будут пройти по узкой тропинке между тем, что действительно устарело, и возможным отказом от своих ценностей (Глобализация и образование. М., 2000. С.68).

Похожую точку зрения высказывает Джерард Деланти. Он подчеркивает, что в ответ на изменения в обществе, культуре и знании современный университет должен измениться, подчеркивает необходимость университета найти себя в новой социально-политической реальности, чтобы гарантировать свою «конвертируемость». Однако в отличие от П.Скотта, Деланти утверждает, что на рубеже XX-XXI веков университет уже стал глобальным учреждением, занятым в трехсторонних отношениях с правительственными и многонациональными корпорациями. Вся история развития университетского образования свидетельствует, что современный университет имеет потенциал благополучно пройти путь адаптации к новым условиям. Университеты – уникальное общественное место, где формируются два типа знания: знание как наука и знание как культура, то есть университет способствует как социокультурному развитию, так и развитию промышленных технологий.

Глобализация чаще всего рассматривается как фактор внедрения в университеты элементов рыночной экономики, которая сегодня изменяет как национальные, так и мировую системы высшего образования. Увеличивающаяся подвижность студентов, движение к единым интернациональным учебным планам, быстрое увеличение количества проводимых академических исследований – все это, с одной стороны, способствует развитию капиталистических отношениях в стенах университетов, а с другой – поднимает этические вопросы, нарушает многовековую систему университетских ценностей. Перекрестное финансирование национальных правительств и межнациональных корпораций не всегда решает эти вопросы.

В заключении хотелось бы подчеркнуть, что современные университеты объединяют в себе три совершенно разных компонента: культуру, политику и рынок. Взаимовлияя друг на друга, они дают возможность сформировать современную «космополитическую культуру», сформировать новый образ университета.