о сайте ...

Реалии и перспективы информационной компоненты
образовательного менеджмента

Жилкин Владимир Владимирович  
Тамбовский государственный университет имени Г.Р.Державина

Проблема функционирования в рамках общественной жизни информации, создания информационного общества на протяжении долгого времени волнует большое количество исследователей, ученых и философов. Основоположниками теории информационного общества по праву считаются З. Бжезинский, Д. Белл, О.Тоффлер, которые в своих работах впервые связали новый тип общества с понятием «информация» и «информационные технологии». Д.Белл одним из первых выделил характерные признаки информационного общества и определил сущность нового общества через изменения, происходящие в обществе настоящем, выделяя и подчеркивая именно те признаки, которые будут отличать «постреволюционное» общество.

Создание информационного общества подразумевает организацию посредством процесса компьютеризации доступа к надежным источникам информации для всех желающих, избавление их от рутинной работы, обеспечение высокого уровня автоматизации обработки информации в производственной и социальной сферах. Движущей силой развития информационного общества станет производство информационного, а не материального продукта, который также увеличит свою информационоемкость. В процессе создания информационного общества изменится не только производство – весь уклад жизни, система ценностей, повысится значимость культурного досуга по сравнению с материальной компонентой. В отличие от индустриального общества, где все направлено на производство и потребление товаров, в информационном обществе производятся и потребляются интеллект, знания – доля умственного труда в нем значительно выше, что потребует от человека способности к творчеству, эрудиции, широкого кругозора и качественного образования.

Материальной и технологической базой информационного общества станут различного рода системы на базе компьютерной техники и компьютерных сетей, информационных технологий, телекоммуникационной связи. Созданная теоретиками картина информационного общества постепенно приобретает зримые очертания в реальной практике развития науки и техники передовых стран в начале XXI века. Согласно прогнозам, в недалеком будущем ожидается превращение всего мирового пространства в единое компьютеризированное и информационное сообщество людей, проживающих в оснащенных всевозможными электронными приборами и компьютеризированными устройствами домах. Материальное производство и производство энергии будет возложено на машины, а деятельность людей будет сосредоточена главным образом на обработке информации.

Самой характерной чертой информационного общества можно назвать разрешение проблем информационного кризиса, т.е. противоречия между информационной лавиной и информационным голодом. В основу информационного общества будут заложены автоматизированные генерация, хранение, обработка и использование знаний с помощью новейшей информационной техники и технологии, которые приобретут глобальный характер, охватывая все сферы социальной деятельности человека. Интеграция страны в единое общество и его соответствие развитию информационных технологий находится в прямой зависимости от желания всех граждан преодолеть информационное неравенство и обязательных усилий правительства по организации этого процесса. Ближе всех на пути к появлению информационного общества стоят страны с развитой информационной индустрией, к числу которых следует отнести США, Японию, Англию, Германию, страны Западной Европы. В этих странах уже давно одним из главных направлений государственной политики является инвестиции и поддержка инноваций в информационную индустрию, в развитие компьютерных систем и телекоммуникаций, а также реорганизация модели управления образованием.

Как показывает практика прогрессивных стран, в настоящее время самым рациональным вложением государственных средств являются инвестиции в компьютеризацию образования. В отличие от первых компьютеров в сфере образования, которые использовались для организации примитивных тестов, сегодня компьютеры способны играть центральную роль в обеспечении образовательного процесса. Наиболее прогрессивные школы, имеющие хорошие финансовые возможности, обеспечивают компьютером каждого учащегося, который может использовать его и дома, и в школе. Дороговизна данного предприятия окупается впечатляющими результатами, а удобство работы с текстами на дисплее в ближайшие четыре года повысится настолько, что компьютеры-планшеты повсеместно смогут использоваться в процессе обучения.[[I]]

Учрежденная правительством Польши программа под названием «Проект Interkl@sa» соединяет польских школьников с другими учащимися Европы и является частью общего плана по более широкому внедрению информационных технологий в школах страны. Главной целью «Проекта Interkl@sa» является знакомство школьников с новыми информационными технологиями, с их использованием в обучении и решении задач, привитие им навыков ориентирования в глобальном информационном обществе.

Проект «Соединенное учебное сообщество» в Великобритании в качестве своего основного принципа предлагает школьникам отойти в своей учебе от классической модели «учитель-ученик». Программа «Обучение в любое время, в любом месте» в начальной школе г. Боубридж является частью проекта «Соединенное учебное сообщество». В школе, расположенной в нескольких зданиях, дети используют компьютеры для выполнения классной работы. При этом дети могут брать ноутбуки домой, чтобы закончить работу, и пользоваться ими вместе с родителями, которые могут с их помощью углублять собственное образование.

Конечно, изменение культуры школьного обучения, создание новой учебной среды и приспособление к ней педагогического процесса, прежде всего, требует соответствующей подготовки преподавателей. В настоящее время в Израиле создана коммуникационная сеть, посредством серверов связывающая школы и библиотеки на местном и региональном уровне, предоставляя им все необходимые средства для обучения, в том числе доступ в Интернет, электронную почту, и сетевые конференции. Преподавателям и учащимся это дает возможность обмениваться информацией и учебными заданиями.

В рамках турецкой «Программы среднего образования» осуществляется расширение использования школьниками и учителями информационных технологий в классах. По мнению организаторов, нельзя недооценивать информационные технологии как средство преодоления информационного неравенства среди турецких граждан. Благодаря их использованию школьники стали с удовольствием проводить время в школе, а само обучение превратилось в увлекательный процесс.

В Южно-Африканской Республике было построено более 20 «электронных деревень» – центров по изучению информационных технологий для взрослых и детей. Одним из элементов программы является обучение учителей основам работы на компьютере и использования компьютеров в учебном процессе. Каждый день такую «деревню» посещает более 100 человек. Таким образом, жители сельскохозяйственных районов ЮАР получили шанс приобрести новые навыки, узнать больше об окружающем их мире и получить перспективы на будущее. Многие выпускники «электронных деревень» стали компетентными техническими сотрудниками в различных компаниях на территории всей ЮАР.[[II]]

В Перу в стадии реализации находится национальный проект «Виртуальная библиотека», объединяющий 24 миллиона жителей Перу, многие из которых живут в сельской местности. Этот образовательный проект охватывает 72 библиотеки и университета и объединяет в себе множество различных учреждений. Целью проекта является использование технологии для преодоления барьеров, обусловленных временем, расстоянием и качеством средств связи. Поскольку большинство латиноамериканских университетов получают книги спустя многие годы после их выхода в свет; «Виртуальная библиотека» создается для обеспечения студентам и широким слоям населения немедленного доступа к информации. В соответствии с проектом, в 48 университетах уже внедрены видеоконференции. Посредством этой системы преподавателям и 500-тысячному контингенту студентов обеспечивается легкий доступ к информации; достигнуты договоренности с издательствами о быстром предоставлении онлайновых версий учебных материалов – открываются огромные преимущества для будущих специалистов и всего населения.

В Чили также осуществляется программа, цель которой повысить компьютерную грамотность сначала среди учителей и учащихся, а затем вовлечь в этот процесс родителей и остальную часть населения. Интернет заставляет учителей преодолевать различные трудности – некоторых пугают информационные технологии, но все большее их число испытывает энтузиазм по поводу новых возможностей. В начале 90-х годов Чили начала внедрять информационные технологии в школах в рамках программы «Контакты». Сегодня 90 % учеников учится в школах, где есть компьютерные классы, подключенные к Интернет. Половина чилийских учителей приобрели навыки использования информационных и телекоммуникационных технологий в образовании, а сами школы имеют бесплатный доступ к сети Интернет. Учителя проходят 100-часовой курс обучения и получают содействие в более широком использовании информационных технологий в преподавании.

Цель проводимой в Мексике инициативы «Электронная Мексика» является одновременное обучение школьников и взрослых использованию информационных технологий с помощью нескольких передовых программ. В проекте отражена необходимость создания новой учебной среды; предоставления более гибких возможностей выбора учебных предметов; стимулирования самообразования среди детей и подростков; повышения навыков учителей в создании учебных материалов; разработки альтернативных методов обучения и переобучения работников; формирования культуры обучения на протяжении всей жизни и обеспечения равного доступа к услугам в области образования.

Инициативой e-Mexico предполагается создание местных учебных центров, чтобы любой человек на территории всей Мексики мог иметь доступ к обучающим курсам и информации. Центры, призванные использовать существующую местную инфраструктуру, могут располагаться в школах и работать после окончания занятий, а могут находиться на местных предприятиях. Таким образом, учебные центры демонстрируют, что с помощью информационных технологий можно очень эффективно и рентабельно предоставлять всему населению услуги в области образования.

В настоящее время в каждом мексиканском штате действуют технологические центры, управляющие дистанционным обучением, связями с университетами, обучением учителей, разработкой мультимедийных и Интернет-материалов, а также планированием и реализацией совместных проектов для школьников и учителей.

Проект реформы образования, направленной на то, чтобы прогресс общества не оставил в стороне ни одного ребенка, был представлен членам Конгресса США в качестве первоочередной задачи. Неоднородный состав молодежи в Соединенных Штатах обусловливает желание Министерства образования добиться необходимого уровня образованности для каждого школьника. После того как все штаты учредят высокие стандарты обучения для детей и подготовят собственные тесты для оценки успеваемости школьников, будет обеспечено финансирование соответствующих программ. По мнению специалистов в основе проекта реформы образования должны лежать решения родителей, которые оказывают наибольшее воздействие на взгляды и поступки детей.

Благодаря новым технологиям появилась возможность обрабатывать большое количество сведений об учащихся. Впоследствии эти данные могут быть преобразованы в самую разную информацию, полезную для учителей. В г. Хьюстон у каждого учителя имеется полная информация, касающаяся конкретного ученика; причем она настолько подробна, что преподаватель может определить, почему ученик дал неверный ответ на заданный ему вопрос. Таким образом, появилась возможность учить отдельного школьника, а не весь класс в целом.

С учетом геополитического фактора электронно-информационная ситуация в России являет собой картину подтверждения информационного неравенства со странами зарубежья. Несмотря на значительные сдвиги в этой области в последнее время, по своей информационной обеспеченности Россия в настоящий момент может сравниться только со странами «третьего мира», да и то не со всеми. По предварительным данным на начало текущего года количество постоянных пользователей ресурсами Интернет достигло 6 млн. человек (4,2% населения страны). Компьютерный парк России увеличился по сравнению с предыдущим годом на 20% и составил 9 персональных компьютеров на 100 человек населения.[[III]]

Несмотря на то, что открытие так называемых компьютерных классов в российских учебных заведениях уже стало делом привычным, оборудование последних согласно прогрессивным нормам оставляет желать лучшего. По некоторым данным в России на 500 учащихся приходится только один компьютер с современным интерфейсом, тогда как в европейских странах – не более чем на 10-15 человек. При этом большая часть компьютеров в российских школах является машинами первого поколения, выпущенными в 1985-1986 годах, которые уже устарели и технически, и морально. Что же касается сельских школ, где обучается треть российских школьников, то они оснащены компьютерами только на 5 % от ныне действующих российских нормативов.

Ситуация осложняется тем, что сегодня в России менее 2 % образовательных учреждений имеет компьютерные сети и только 1,5 % имеют выход в Интернет. Тогда как в учебных заведениях дальнего зарубежья выход в Интернет имеют около 70 % компьютеров.[[IV]] В соответствие все с той же Федеральной программой «Электронная Россия» предполагается достичь 100 %-ой компьютеризации вузов к 2005 году, а 100 %-ой компьютеризации средних учебных заведений только к 2010 году.

На территории непосредственно Тамбовской области действует Областная целевая программа «Развитие единой образовательной информационной среды Тамбовской области» на 2002-2005 годы. За сравнительно небольшой период ее реализации к Интернет были подключены 7 % школ Тамбовской области и еще 68 % школ планируется подключить в ближайшем будущем. 18 % школ на территории области имеют локальную компьютерную сеть и ее создание планируется еще в 58 % школ. Одним из действительных достижений в области использования сети Интернет в сфере образовании на территории Тамбовской области можно назвать подключение к сети 100 % учреждений управления образованием.[[V]]


[I] Билл Гейтс (Bill Gates) www.microsoft.com/education/vision/sch/default.asp, www.microsoft.com/education/vision/hed/default.asp , www.microsoft.com/education/vision/messBG.asp Материалы третьей ежегодной конференции «Майкрософт» для государственных деятелей // 4-5 апреля 2000 г., Сиэтл, шт. Вашингтон, США (тезисы докладов)

[II] 3 ежегодная Конференция Microsoft для государственных деятелей. Внедрение концепции «электронного правительства» // 26-28 марта 2001, г. Сиэтл, США.

[III] Доклад министра РФ по связи и информатизации Реймана Л.Д. на Итоговой коллегии Минсвязи России за 2002 г.

[V] Материалы Всероссийского августовского Интернет-педсовета 2002, http://pedsovet.alledu.ru/region/45/75.