|
|
|
|
о сайте ... |
Реалии и
перспективы информационной компоненты Жилкин
Владимир Владимирович Проблема
функционирования в рамках общественной
жизни информации, создания
информационного общества на протяжении
долгого времени волнует большое
количество исследователей, ученых и
философов. Основоположниками теории
информационного общества по праву
считаются З. Бжезинский, Д. Белл, О.Тоффлер,
которые в своих работах впервые связали
новый тип общества с понятием «информация»
и «информационные технологии». Д.Белл
одним из первых выделил характерные
признаки информационного общества и
определил сущность нового общества через
изменения, происходящие в обществе
настоящем, выделяя и подчеркивая именно
те признаки, которые будут отличать «постреволюционное»
общество. Создание информационного
общества подразумевает организацию
посредством процесса компьютеризации
доступа к надежным источникам информации
для всех желающих, избавление их от
рутинной работы, обеспечение высокого
уровня автоматизации обработки
информации в производственной и
социальной сферах. Движущей силой
развития информационного общества
станет производство информационного, а
не материального продукта, который также
увеличит свою информационоемкость. В
процессе создания информационного
общества изменится не только
производство – весь уклад жизни, система
ценностей, повысится значимость
культурного досуга по сравнению с
материальной компонентой. В отличие от
индустриального общества, где все
направлено на производство и потребление
товаров, в информационном обществе
производятся и потребляются интеллект,
знания – доля умственного труда в нем
значительно выше, что потребует от
человека способности к творчеству,
эрудиции, широкого кругозора и
качественного образования. Материальной и
технологической базой информационного
общества станут различного рода системы
на базе компьютерной техники и
компьютерных сетей, информационных
технологий, телекоммуникационной связи.
Созданная теоретиками картина
информационного общества постепенно
приобретает зримые очертания в реальной
практике развития науки и техники
передовых стран в начале XXI
века. Согласно прогнозам, в недалеком
будущем ожидается превращение всего
мирового пространства в единое
компьютеризированное и информационное
сообщество людей, проживающих в
оснащенных всевозможными электронными
приборами и компьютеризированными
устройствами домах. Материальное
производство и производство энергии
будет возложено на машины, а деятельность
людей будет сосредоточена главным
образом на обработке информации. Самой характерной чертой
информационного общества можно назвать
разрешение проблем информационного
кризиса, т.е. противоречия между
информационной лавиной и информационным
голодом. В основу информационного
общества будут заложены
автоматизированные генерация, хранение,
обработка и использование знаний с
помощью новейшей информационной техники
и технологии, которые приобретут
глобальный характер, охватывая все сферы
социальной деятельности человека.
Интеграция страны в единое общество и его
соответствие развитию информационных
технологий находится в прямой
зависимости от желания всех граждан
преодолеть информационное неравенство и
обязательных усилий правительства по
организации этого процесса. Ближе всех на
пути к появлению информационного
общества стоят страны с развитой
информационной индустрией, к числу
которых следует отнести США, Японию,
Англию, Германию, страны Западной Европы.
В этих странах уже давно одним из главных
направлений государственной политики
является инвестиции и поддержка
инноваций в информационную индустрию, в
развитие компьютерных систем и
телекоммуникаций, а также реорганизация
модели управления образованием. Как показывает практика
прогрессивных стран, в настоящее время
самым рациональным вложением
государственных средств являются
инвестиции в компьютеризацию
образования. В отличие от первых
компьютеров в сфере образования, которые
использовались для организации
примитивных тестов, сегодня компьютеры
способны играть центральную роль в
обеспечении образовательного процесса.
Наиболее прогрессивные школы, имеющие
хорошие финансовые возможности,
обеспечивают компьютером каждого
учащегося, который может использовать
его и дома, и в школе. Дороговизна данного
предприятия окупается впечатляющими
результатами, а удобство работы с
текстами на дисплее в ближайшие четыре
года повысится настолько, что компьютеры-планшеты
повсеместно смогут использоваться в
процессе обучения.[[I]] Учрежденная
правительством Польши программа под
названием «Проект Interkl@sa» соединяет
польских школьников с другими учащимися
Европы и является частью общего плана по
более широкому внедрению информационных
технологий в школах страны. Главной целью
«Проекта Interkl@sa» является знакомство
школьников с новыми информационными
технологиями, с их использованием в
обучении и решении задач, привитие им
навыков ориентирования в глобальном
информационном обществе. Проект «Соединенное учебное
сообщество» в Великобритании в
качестве своего основного принципа
предлагает школьникам отойти в своей
учебе от классической модели «учитель-ученик».
Программа «Обучение в любое время, в
любом месте» в начальной школе г.
Боубридж является частью проекта «Соединенное
учебное сообщество». В школе,
расположенной в нескольких зданиях, дети
используют компьютеры для выполнения
классной работы. При этом дети могут
брать ноутбуки домой, чтобы закончить
работу, и пользоваться ими вместе с
родителями, которые могут с их помощью
углублять собственное образование. Конечно,
изменение культуры школьного обучения,
создание новой учебной среды и
приспособление к ней педагогического
процесса, прежде всего, требует
соответствующей подготовки
преподавателей. В настоящее время в Израиле
создана коммуникационная сеть,
посредством серверов связывающая школы и
библиотеки на местном и региональном
уровне, предоставляя им все необходимые
средства для обучения, в том числе доступ
в Интернет, электронную почту, и сетевые
конференции. Преподавателям и учащимся
это дает возможность обмениваться
информацией и учебными заданиями. В рамках турецкой «Программы
среднего образования» осуществляется
расширение использования школьниками и
учителями информационных технологий в
классах. По мнению организаторов, нельзя
недооценивать информационные технологии
как средство преодоления
информационного неравенства среди
турецких граждан. Благодаря их
использованию школьники стали с
удовольствием проводить время в школе, а
само обучение превратилось в
увлекательный процесс. В Южно-Африканской
Республике было построено более 20 «электронных
деревень» – центров
по изучению информационных технологий
для взрослых и детей. Одним из элементов
программы является обучение учителей
основам работы на компьютере и
использования компьютеров в учебном
процессе. Каждый день такую «деревню»
посещает более 100 человек. Таким образом,
жители сельскохозяйственных районов ЮАР
получили шанс приобрести новые навыки,
узнать больше об окружающем их мире и
получить перспективы на будущее. Многие
выпускники «электронных деревень» стали
компетентными техническими сотрудниками
в различных компаниях на территории
всей ЮАР.[[II]] В Перу в стадии
реализации находится национальный
проект «Виртуальная библиотека»,
объединяющий 24 миллиона жителей Перу,
многие из которых живут в сельской
местности. Этот образовательный проект
охватывает 72 библиотеки и университета и
объединяет в себе множество различных
учреждений. Целью проекта является
использование технологии для
преодоления барьеров, обусловленных
временем, расстоянием и качеством
средств связи. Поскольку большинство
латиноамериканских университетов
получают книги спустя многие годы после
их выхода в свет; «Виртуальная библиотека»
создается для обеспечения студентам и
широким слоям населения немедленного
доступа к информации. В соответствии с
проектом, в 48 университетах уже внедрены
видеоконференции. Посредством этой
системы преподавателям и 500-тысячному
контингенту студентов обеспечивается
легкий доступ к информации; достигнуты
договоренности с издательствами о
быстром предоставлении онлайновых
версий учебных материалов – открываются
огромные преимущества для будущих
специалистов и всего населения. В Чили также
осуществляется программа, цель которой
повысить компьютерную грамотность
сначала среди учителей и учащихся, а
затем вовлечь в этот процесс родителей и
остальную часть населения. Интернет
заставляет учителей преодолевать
различные трудности – некоторых пугают
информационные технологии, но все
большее их число испытывает энтузиазм по
поводу новых возможностей. В начале 90-х
годов Чили начала внедрять
информационные технологии в школах в
рамках программы «Контакты». Сегодня 90 %
учеников учится в школах, где есть
компьютерные классы, подключенные к
Интернет. Половина чилийских учителей
приобрели навыки использования
информационных и телекоммуникационных
технологий в образовании, а сами школы
имеют бесплатный доступ к сети Интернет.
Учителя проходят 100-часовой курс обучения
и получают содействие в более широком
использовании информационных технологий
в преподавании. Цель проводимой в
Мексике инициативы «Электронная Мексика»
является одновременное обучение
школьников и взрослых использованию
информационных технологий с помощью
нескольких передовых программ. В проекте
отражена необходимость создания новой
учебной среды; предоставления более
гибких возможностей выбора учебных
предметов; стимулирования
самообразования среди детей и подростков;
повышения навыков учителей в создании
учебных материалов; разработки
альтернативных методов обучения и
переобучения работников; формирования
культуры обучения на протяжении всей
жизни и обеспечения равного доступа к
услугам в области образования. Инициативой
e-Mexico
предполагается создание местных учебных
центров, чтобы любой человек на
территории всей Мексики мог иметь доступ
к обучающим курсам и информации. Центры,
призванные использовать существующую
местную инфраструктуру, могут
располагаться в школах и работать после
окончания занятий, а могут находиться на
местных предприятиях. Таким образом,
учебные центры демонстрируют, что с
помощью информационных технологий можно
очень эффективно и рентабельно
предоставлять всему населению услуги в
области образования. В
настоящее время в каждом мексиканском
штате действуют технологические центры,
управляющие дистанционным обучением,
связями с университетами, обучением
учителей, разработкой мультимедийных и
Интернет-материалов, а также
планированием и реализацией совместных
проектов для школьников и учителей. Проект реформы образования,
направленной на то, чтобы прогресс
общества не оставил в стороне ни одного
ребенка, был представлен членам
Конгресса США в качестве
первоочередной задачи. Неоднородный
состав молодежи в Соединенных Штатах
обусловливает желание Министерства
образования добиться необходимого
уровня образованности для каждого
школьника. После того как все штаты
учредят высокие стандарты обучения для
детей и подготовят собственные тесты для
оценки успеваемости школьников, будет
обеспечено финансирование
соответствующих программ. По мнению
специалистов в основе проекта реформы
образования должны лежать решения
родителей, которые оказывают наибольшее
воздействие на взгляды и поступки детей. Благодаря новым технологиям
появилась возможность обрабатывать
большое количество сведений об учащихся.
Впоследствии эти данные могут быть
преобразованы в самую разную информацию,
полезную для учителей. В г. Хьюстон у
каждого учителя имеется полная
информация, касающаяся конкретного
ученика; причем она настолько подробна,
что преподаватель может определить,
почему ученик дал неверный ответ на
заданный ему вопрос. Таким образом,
появилась возможность учить отдельного
школьника, а не весь класс в целом. С
учетом геополитического фактора
электронно-информационная ситуация в
России являет собой картину
подтверждения информационного
неравенства со странами зарубежья.
Несмотря на значительные сдвиги в этой
области в последнее время, по своей
информационной обеспеченности Россия в
настоящий момент может сравниться только
со странами «третьего мира», да и то не со
всеми. По предварительным данным на
начало текущего года количество
постоянных пользователей ресурсами
Интернет достигло 6 млн. человек (4,2%
населения страны). Компьютерный парк
России увеличился по сравнению с
предыдущим годом на 20% и составил 9
персональных компьютеров на 100 человек
населения.[[III]] Несмотря на то, что открытие
так называемых компьютерных классов в
российских учебных заведениях уже стало
делом привычным, оборудование последних
согласно прогрессивным нормам оставляет
желать лучшего. По некоторым данным в
России на 500 учащихся приходится только
один компьютер с современным интерфейсом,
тогда как в европейских странах – не
более чем на 10-15 человек. При этом большая
часть компьютеров в российских школах
является машинами первого поколения,
выпущенными в 1985-1986 годах, которые уже
устарели и технически, и морально. Что же
касается сельских школ, где обучается
треть российских школьников, то они
оснащены компьютерами только на 5 % от
ныне действующих российских нормативов. Ситуация осложняется тем,
что сегодня в России менее 2 %
образовательных учреждений имеет
компьютерные сети и только 1,5 % имеют
выход в Интернет. Тогда как в учебных
заведениях дальнего зарубежья выход в
Интернет имеют около 70 % компьютеров.[[IV]]
В соответствие все с той же Федеральной
программой «Электронная Россия»
предполагается достичь 100 %-ой
компьютеризации вузов к 2005 году, а 100 %-ой
компьютеризации средних учебных
заведений только к 2010 году. На территории
непосредственно Тамбовской области
действует Областная целевая программа «Развитие
единой образовательной информационной
среды Тамбовской области» на 2002-2005 годы.
За сравнительно небольшой период ее
реализации к Интернет были
подключены 7 % школ Тамбовской
области и еще 68 % школ планируется
подключить в ближайшем будущем. 18 %
школ на территории области имеют
локальную компьютерную сеть и ее
создание планируется еще в 58 % школ. Одним
из действительных достижений в области
использования сети Интернет в сфере
образовании на территории Тамбовской
области можно назвать подключение к сети
100 % учреждений управления
образованием.[[V]] [I] Билл Гейтс (Bill Gates) www.microsoft.com/education/vision/sch/default.asp, www.microsoft.com/education/vision/hed/default.asp , www.microsoft.com/education/vision/messBG.asp Материалы третьей ежегодной конференции «Майкрософт» для государственных деятелей // 4-5 апреля 2000 г., Сиэтл, шт. Вашингтон, США (тезисы докладов) [II] 3 ежегодная Конференция Microsoft для государственных деятелей. Внедрение концепции «электронного правительства» // 26-28 марта 2001, г. Сиэтл, США. [III] Доклад министра РФ по связи и информатизации Реймана Л.Д. на Итоговой коллегии Минсвязи России за 2002 г. [V] Материалы Всероссийского августовского Интернет-педсовета 2002, http://pedsovet.alledu.ru/region/45/75. |