о сайте ...

Образовательное пространство региона и  рынок труда
(на материалах Читинской области)

Лоншакова Надежда Анатольевна
Читинский государственный технический университет

Необходимость    научного осмысления рынка спроса и управления современной системой образования на региональном уровне назрела давно. В силу исторически сложившихся обстоятельств Читинская область относится к депрессивным регионам России – общие для государства диспропорции достигли здесь критического уровня.

Это, в свою очередь, детерминирует процессы, происходящие в сфере профессионального образования. Можно  выделить  несколько ключевых  факторов  и  обстоятельств, характеризующих  образовательное  пространство  Читинской  области.

Сужается спрос на подготовку молодых специалистов. Выпуск специалистов (человек на 10000 жителей) в этой восточной области ниже среднего по России (81) на 19 человек (62). Спад промышленного производства привел к сокращению специалистов с высшим образованием в промышленности с 1998 по 2000 год с 15,7 до 14,8 % и строительстве с 11,3 % до 8,6 % от общего числа ППП. Рельефно проявляется тенденция ограничения пространственной подвижности населения По данным автора, 98 % выпускников местных вузов остаются в регионе.

Особая проблема регионального рынка труда - трудоустройство молодежи. Около 50 % всех типов профессий, а с техническим образованием до 80 %, получаемых молодыми людьми в учебных заведениях, остается невостребованными на рынке труда, в связи, с чем примерно половина молодых специалистов в Читинской области меняет свою базовую профессию, не приступив к работе по полученной специальности.

Фактор присутствия дешёвой иностранной рабочей силы на региональном рынке труда. В значительной мере, конкуренцию выпускникам на региональном рынке труда составляют мигранты из других стран. В Читинскую область активно завозится сравнительно дешевая, иностранная рабочая сила. По данным иммиграционных служб Читинской области в 2000-2001 гг. организациями области было привлечено иностранных рабочих : в 2000 г.- 1381, 2001 г.- 2746 человек. Странами – донорами стали; СНГ- 372, КНР - 1136, КНДР - 9, СРВ – 2. В основном, это квалифицированные рабочие владеющие двумя-тремя и более профессиями.

Взаимодействие между системами подготовки специалистов высшего и среднего профессионального образования осуществляется стихийно. На уровне региона нет единой рыночной образовательной политики.

Внедрение программно-целевого управления образованием и его необеспеченность финансовыми средствами на федеральном и региональном уровнях. Практически все принятые региональные программы и решения остаются в виде деклараций, так как они либо не финансируются из регионального бюджета совсем (регион дотационный), либо всего на 20-30%. Поэтому реализация многих необходимых региону проектов откладывается.

Несоответствие качества образовательных услуг требованиям регионального рынка труда, которое обусловлено:

- недостаточной подготовленностью кадрового сопровождения проводимых реформ как в экономике так и в образовании;

- отсутствием адекватной материальной базы учебного процесса и баз практики;

- неэффективностью использования возможностей системы дополнительного профессионального образования;

- отсутствием методологической и методической базы для проработки национально-регионального компонента;

- забвением духовного компонента в образовательном и воспитательном процессе в студенческой и преподавательской среде.

Недостаточная подготовленность кадрового сопровождения проводимых реформ в образовании. Но сегодня практически разрушена система повышения квалификации преподавателей.

Отсутствие материальной базы учебного процесса и баз практики

Неэффективное использование возможностей системы дополнительного профессионального образования.По нашим данным в регионе примерно 25-30 % всего кадрового потенциала требуют постоянного обновления знаний.

Отсутствие методологической и методической базы для проработки национально-регионального компонента

В государственных стандартах 25% учебного плана составляют предметы национально-регионального компонента, однако нет единого подхода к их наполнению. Несформированность этих требований можно связать прежде всего с отсутствием долгосрочных программ развития региона и невозможностью прогноза подготовки необходимых кадров для экономики региона.

Забвение духовного компонента в образовательном и воспитательном процессе в студенческой и преподавательской среде. Идет выхолащивание традиционных нравственных оценок из трудовой сферы, 70 % студентов одобряют стремление тех, кто «делает деньги» любыми способами. Налицо рассогласование между элементами ценностно-нормативной системы; между целями жизни, одобряемыми обществом и возможностями их достижения усложняется неустойчивостью общезначимых идеалов.

Проблему поможет решить

- составление прогнозной и исходной концептуальной модели образования, вытекающей из общих ориентиров и закономерностей, традиций и специфики развития региона;

- определение общих стратегических мер формированию единого образовательного пространства в регионе (дифференциация программ и учебных заведений, распространение развивающих технологий обучения и др.);

- адекватная реакция вузов на динамичные потребности предприятий региона в специалистах различного профиля;

- мобильность учебных заведений, позволяющая быстро изменять объемы обучения и количество обучающихся в необходимых направлениях.

- целевая подготовка специалистов для работы по дефицитным направлениям; переход  от массовой   подготовки специалистов  на «мелкосерийное» и даже  «штучное» производство  специалистов малораспространённых   и уникальных  профессий.

- интеграция на региональном уровне профессиональных училищ – колледжей – вузов т.е. воссоздание ступенчатой структуры подготовки  профессиональных кадров трёх уровней: начального, среднего и высшего. Важнейшей  составляющей такого  социального проекта - обеспечение  сотрудничества не только в области трудоустройства выпускников но и в формировании общей политики занятости в регионе. Для этой цели создаются университетские комплексы.

- выработка единых требований к образовательным программам, реализуемым на ФПК (базовый уровень должен быть, что должен знать и уметь преподаватель); изучение и распространение опыта работы факультетов повышения квалификации России;

- необходима разработка и реализация единой концепции региональной составляющей образовательного стандарта