|
|
|
|
о сайте ... |
Образовательное
пространство региона и
рынок труда Лоншакова Надежда
Анатольевна Необходимость
научного осмысления
рынка спроса и управления
современной системой образования
на региональном уровне назрела давно.
В силу исторически сложившихся
обстоятельств Читинская область
относится к депрессивным регионам России
– общие для государства диспропорции
достигли здесь критического уровня. Это,
в свою очередь,
детерминирует процессы, происходящие в сфере профессионального образования. Можно
выделить несколько
ключевых факторов и обстоятельств,
характеризующих образовательное пространство
Читинской области. Сужается спрос на подготовку молодых специалистов. Выпуск специалистов (человек на 10000 жителей) в этой восточной области ниже среднего по России (81) на 19 человек (62). Спад промышленного производства привел к сокращению специалистов с высшим образованием в промышленности с 1998 по 2000 год с 15,7 до 14,8 % и строительстве с 11,3 % до 8,6 % от общего числа ППП. Рельефно проявляется тенденция ограничения пространственной подвижности населения По данным автора, 98 % выпускников местных вузов остаются в регионе. Особая проблема
регионального рынка труда - трудоустройство молодежи. Около 50 % всех типов профессий, а
с техническим образованием до 80 %,
получаемых молодыми людьми в учебных
заведениях, остается невостребованными
на рынке труда, в связи, с чем примерно
половина молодых специалистов в
Читинской области меняет свою базовую
профессию, не приступив к работе по
полученной специальности. Фактор присутствия дешёвой иностранной рабочей силы на региональном рынке труда. В значительной мере, конкуренцию выпускникам на региональном рынке труда составляют мигранты из других стран. В Читинскую область активно завозится сравнительно дешевая, иностранная рабочая сила. По данным иммиграционных служб Читинской области в 2000-2001 гг. организациями области было привлечено иностранных рабочих : в 2000 г.- 1381, 2001 г.- 2746 человек. Странами – донорами стали; СНГ- 372, КНР - 1136, КНДР - 9, СРВ – 2. В основном, это квалифицированные рабочие владеющие двумя-тремя и более профессиями. Взаимодействие между системами подготовки специалистов высшего и среднего профессионального образования осуществляется стихийно. На уровне региона нет единой рыночной образовательной политики. Внедрение программно-целевого управления образованием и его необеспеченность финансовыми средствами на федеральном и региональном уровнях. Практически все принятые региональные программы и решения остаются в виде деклараций, так как они либо не финансируются из регионального бюджета совсем (регион дотационный), либо всего на 20-30%. Поэтому реализация многих необходимых региону проектов откладывается. Несоответствие качества образовательных услуг требованиям регионального рынка труда, которое обусловлено: - недостаточной
подготовленностью кадрового
сопровождения проводимых реформ как в
экономике так и в образовании; - отсутствием адекватной материальной базы учебного процесса и баз практики; - неэффективностью
использования возможностей системы
дополнительного профессионального
образования; -
отсутствием методологической
и методической
базы для
проработки национально-регионального
компонента; -
забвением духовного
компонента в
образовательном и
воспитательном процессе
в студенческой
и преподавательской
среде. Недостаточная
подготовленность кадрового
сопровождения проводимых реформ в
образовании. Но
сегодня практически разрушена система
повышения квалификации
преподавателей. Отсутствие
материальной базы
учебного процесса
и баз
практики Неэффективное
использование возможностей системы
дополнительного профессионального
образования.По
нашим данным в регионе примерно 25-30 %
всего кадрового потенциала требуют
постоянного обновления знаний. Отсутствие
методологической
и методической
базы для
проработки национально-регионального
компонента В государственных
стандартах 25%
учебного плана составляют предметы
национально-регионального компонента,
однако нет
единого подхода к их наполнению.
Несформированность этих требований
можно связать прежде всего с отсутствием долгосрочных программ
развития региона и невозможностью
прогноза подготовки необходимых кадров для экономики региона. Забвение
духовного компонента
в образовательном
и воспитательном
процессе в
студенческой и
преподавательской
среде. Идет выхолащивание
традиционных нравственных оценок из
трудовой сферы, 70 % студентов одобряют
стремление тех, кто «делает деньги»
любыми способами. Налицо рассогласование
между элементами ценностно-нормативной
системы; между целями жизни, одобряемыми
обществом и возможностями их достижения
усложняется неустойчивостью
общезначимых идеалов. Проблему поможет
решить - составление прогнозной и исходной концептуальной модели образования, вытекающей из общих ориентиров и закономерностей, традиций и специфики развития региона; - определение общих стратегических мер формированию единого образовательного пространства в регионе (дифференциация программ и учебных заведений, распространение развивающих технологий обучения и др.); - адекватная
реакция вузов
на динамичные
потребности предприятий
региона в
специалистах различного
профиля; - мобильность учебных
заведений, позволяющая быстро изменять
объемы обучения и количество обучающихся
в необходимых направлениях. - целевая подготовка
специалистов для работы по дефицитным
направлениям; переход
от массовой
подготовки специалистов
на «мелкосерийное»
и даже
«штучное» производство
специалистов малораспространённых
и уникальных
профессий. -
интеграция на региональном уровне
профессиональных училищ – колледжей –
вузов т.е. воссоздание
ступенчатой структуры подготовки
профессиональных кадров
трёх уровней:
начального, среднего
и высшего. Важнейшей
составляющей такого
социального проекта
- обеспечение сотрудничества
не только в области трудоустройства
выпускников но и в формировании общей
политики занятости в регионе. Для этой
цели создаются университетские
комплексы. -
выработка единых требований к
образовательным программам, реализуемым
на ФПК (базовый уровень должен быть, что
должен знать и уметь преподаватель);
изучение и распространение опыта работы
факультетов повышения квалификации
России; - необходима разработка и реализация единой концепции региональной составляющей образовательного стандарта |