о сайте ...

Роль университета в подготовке государственных служащих

Захаров Александр Вячеславович,
Тверитнев Александр Иванович

Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина

Согласно федеральному закону от 22 августа 1996 г. №125-ФЗ «О высшем и после вузовском профессиональном образовании» под у ниверситетом понимается высшее учебное заведение, которое:

реализует образовательные программы высшего и послевузовского профессионального образования по широкому спектру направлений подготовки (специальностей);

осуществляет подготовку, переподготовку и (или) повышение квалификации работников высшей квалификации, научных и научно-педагогических работников;

выполняет фундаментальные и прикладные научные исследования по широкому спектру наук;

является ведущим научным и методическим центром в областях своей деятельности.

Как видно из приведенного определения университет дает высшее профессиональное образование, которое в соответствии с федеральным законом от 31 июля 1995 г. №119-ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации» необходимо иметь гражданину, претендующему на государственную должность государственной службы. Соответственно, университет является одним из важнейших звеньев в процессе подготовки специалиста – будущего государственного служащего. Именно в университете возможно получение базовых знаний, на основе  которых строится  работа в органах государственной власти.

Большим плюсом в подготовке будущего государственного служащего является сотрудничество университета с государственными органами. Под государственным органом принято понимать организованную часть государственного механизма, наделенную властными полномочиями, компетенцией и необходимыми средствами для осуществления задач, стоящих перед государством на конкретном участке руководства обществом.

В настоящее время особый интерес вызывают органы государственной власти, регулирующие использование природных ресурсов и охрану окружающей среды. Мы попытаемся показать взаимодействие и сотрудничество данных органов и университета. Однако, сначала посмотрим, что они собой представляют. В системе органов государственной власти исходя из федеративного устройства Российской Федерации можно выделить:

- федеральные органы государственной власти (Правительство РФ, Министерство природных ресурсов РФ, Министерство сельского хозяйства РФ, Государственный комитет РФ по рыболовству, Федеральная служба земельного кадастра России);

- территориальные федеральные органы государственной власти (территориальные подразделения вышеперечисленных органов, исключая Правительство РФ, - например, главное управление природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по субъекту);

- органы государственной власти субъектов Российской Федерации (специальные органы, создаваемые самостоятельно каждым субъектом Федерации, например, Государственный комитет по охране окружающей среды Тамбовской области).

Для эффективного функционирования и выполнения государственных полномочий требуется наличие высококвалифицированных кадров и соблюдения ряда условий, обеспечить которые возможно исходя из тесного сотрудничества государственных органов, регулирующих использование природных ресурсов и охрану окружающей среды, и университета.

В частности, рассмотрим основные проблемы функционирования вышеупомянутых государственных органов и роль университета в их разрешении.

1. Отсутствие способности населения к исполнению решений государственных органов. За рассматриваемыми государственными органами закреплена реализация государственной политики в области использования природных ресурсов и охраны окружающей среды. На эффективность реализации установленных функций во многом оказывают влияние не только государственно-властные структуры, но и уровень экологического сознания населения, в отношении которого проводится данная политика. К сожалению, приходится констатировать, что в российском обществе наблюдается крайне низкий уровень правовой культуры, несформированность экологического сознания, отсутствие у граждан осознания себя элементом окружающей среды, одним из видов биологических существ, зависящих от условий среды своего обитания. Данное положение вызывает затруднения при реализации экологической политики. Одной из приоритетных задач университета в настоящее время можно считать повышение общей экологической культуры. Для достижения данных целей возможна организация публичных лекций для населения, издание университетом публицистических изданий, подготовленных профессорско-преподавательским составом в сотрудничестве с государственными служащими.

2.  Отсутствие специалистов в данной сфере. Относительно приемлимая экологическая обстановка, богатство природных ресурсов, считавшихся неисчерпаемыми, обусловили отсутствие государственного  заказа на специалистов в интересуемой нас области. Природо-ресурсовый подход порождал отношение к окружающей среде с потребительской позицией. Постепенно складывался приоритет экономических интересов государства над экологическими. При появлении же первых признаков экологического кризиса, уничтожении уникальных памятников природы, осознании исчерпаемости природных ресурсов выявилась потребность в профессионалах-экологах. А в последнее время все чаще требуются специалисты-экологи, способные работать в узкопрофильных областях. Удовлетворение потребности в специалистах-экологах возложено на университет, которому при подготовке специалистов следует сотрудничать с органами государственной власти. Сотрудничество выгодно для обеих сторон. В процессе взаимодействия студенты могут выделить проблемы, присущие деятельности  государственных органов, на которые следует обратить внимание при обучении, а затем в практической деятельности способствовать их устранению. Студенты могут повысить уровень знаний путем теоретического разрешения предложенных ситуаций. В итоге они заканчивают университет специалистами, способными выполнять свои функциональные обязанности с первого рабочего дня в государственном органе. Для государственных служащих возможно повышение уровня знаний посредством различных курсов повышения квалификации, проведения совместных научных мероприятий.

Проведение совместных конференций является эффективной формой взаимодействия университета и органов государственной власти. Например, в период с 6 по 8 июня 2003 г. проводилась конференция на тему: «Природные ресурсы и учение В. И. Вернадского: основы устойчивого развития цивилизации». В работе приняли участие комитет по охране окружающей среды Тамбовской области, Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина, Тамбовский государственный технический университет и другие учебные заведения. Данная конференция заложила основы тесного сотрудничества профессорско-преподавательского состава и студенчества (как теоретиков) и государственных служащих (как практических работников). Кроме того, эффективными являются проведение круглых столов с участием студентов и представителей государственных органов по проблемам использования природных ресурсов и охраны окружающей среды, привлечение соответствующих специалистов для чтения студентам лекций.

Университет также должен готовить специалистов, способных  работать в сфере регулирования использования природных ресурсов и охраны окружающей среды с учетом специфики государственной деятельности. Однако, в настоящее время специфика государственной службы требует появления прежде всего управленца – лица, способного выполнять государственно-властные функции и обязанного блюсти государственные интересы. При таком положении дел не всегда учитываются особенности сферы деятельности, в которой предстоит осуществлять функции государственного управления. В условиях же экономического кризиса на первый план выходит решение социально-экономических проблем. Часто это порождает пренебрежение  экологическими интересами, что влечет за собой следующую проблему.

3. Нарушение государственными органами экологического законодательства при выполнении функций государственного регулирования использования природных ресурсов и охраны окружающей среды. Приведем несколько примеров. В период с 27 января 1996 г. по 16 января 1997 г. были приняты с грубым нарушением законодательства распоряжения Правительства РФ о переводе земель лесов первой группы в нелесные земли для целей, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом. Непродление администрацией Камчатской области в 1997 г. статуса зоологического заказника «Таежный» несмотря на своевременное предоставление необходимых документов природоохранительными организациями, вследствие чего заказник был превращен в обыкновенный лес. Данное положение позволило производить рубку реликтовых деревьев.  В Димитровграде Ульяновской области в июне 1993 г. согласно акту государственной приемочной комиссии введена в эксплуатацию автозаправочная станция на 500 автомашин в сутки, принадлежащая индивидуальной частной торгово-промышленной фирме. АЗС была размещена в пределах третьего пояса зоны санитарной охраны подземного водозабора, воды которого относятся к недостаточно защищенным от поверхностного загрязнения, и без системы сбора и очистки сточных вод. Государственная экологическая экспертиза, как таковая, не проводилась. В течение 1995-1996 гг. обнаруживался запах бензина в скважинах водозабора, одну из которых впоследствии закрыли. Кроме того, АЗС бала размещена с грубыми нарушениями правил противопожарной безопасности, в непосредственной близости от автобусной остановки и от опоры воздушной линии электропередач. Одной из функций университета можно считать просветительскую функцию,  реализация которой связана с информированием населения  о сложившейся экологической обстановке, о возможности и способах защиты закрепленных экологических прав.

4. Отсутствие согласованных действий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ.

Нетрудно заметить, что основной проблемой является отсутствие квалифицированных специалистов. Все остальные проблемы тесным образом связаны с ней. Университет призван решить данную приоритетную задачу. Например, в Институте права Тамбовского государственного университета имени Г. Р. Державина существует государственно-правовая специализация, в рамках которой студентов готовят к государственной службе, в том числе и в государственных органах, регулирующих использование природных ресурсов и охрану окружающей среды.

К сожалению, университет часто недооценивает практических работников, а государственные органы, в свою очередь, настороженно относятся к молодым специалистам, что создает барьер во взаимоотношениях. Кроме того, часто студент получает необходимые знания в институте, приступает к работе, а практические работники начинают обучать молодого специалиста по принципу: «Забудьте все, чему вас учили. Мы из вас сделаем специалиста  экстра класса, потому что теория и практика не совпадают. Но мы из вас сделаем профессионала». Данная  распространенная ситуация приводит к тому, что воспроизводится очень негативная практика. Студент-выпускник, еще не обладающий внутренней твердостью духа и идейной убежденностью, поддается внешнему воздействию практических работников. Зачастую он не может ничего противопоставить таким людям, которые пытаются сформировать из него нужный им образец юриста. Им выгоден такой человек, исполняющий только то, что они ему скажут. В сложившейся ситуации на университет возлагается задача  формирования так называемого иммунитета у студентов-выпускников.  Иммунитетом в таком случае могут выступить личностные качества. Человек, имеющий четкое мировоззрение и научные ориентиры, может противопоставить свой взгляд на любую проблему. Однако, для этого он должен обладать и необходимыми знаниями, и личностными качествами, сформировать которые призван институт. 

Сложившийся некоторый  барьер во взаимоотношениях может быть преодолен, например, путем принятия Типового положения о взаимодействии и сотрудничестве высших учебных заведений и органов государственной власти. В Положении следовало бы оговорить цели, задачи, формы и условия взаимодействия, источники финансирования совместно проводимых мероприятий, возможность создания совещательного органа в целях разрешения возникающих проблем, возможность предоставления поощрения за сотрудничество и другие вопросы, которые могут появиться при разработке Положения. Вообще, принятие данного Типового положения доказало бы необходимость  взаимодействия и сотрудничества университета и государственных органов как способа повышения эффективности в реализации последними функций государственного управления.