|
||||||||||
|
||||||||||
о сайте ... |
Алтайский
университетский школьно-педагогический
округ: этапы
развития В.М.
Лопаткин Сегодня на пути к гуманизированной демократической школе идет широкий поиск новых альтернативных форм обучения и воспитания, средств обновления традиционной школы. Одним из таких подходов является интеграция разных ступеней профессионально-педагогического образования, обновление всей системы педагогического образования, введение новой многоуровневой структуры подготовки и переподготовки педагогических кадров, повышения методологической и методической культуры всего педагогического корпуса. Интеграционные процессы в нашем крае начались с создания в 1988 году учебно-научно-педагогического комплекса (УНПК). Его создали Главное управление народного образования края, Барнаульский государственный педагогический институт и Краевой институт усовершенствования учителей. 31 мая 1989 года приказом № 209 его создание было утверждено Министерством образованием РСФСР. В 1990 году УНПК Алтайского края был отмечен дипломом и медалью ВДНХ. Рассмотрим некоторые особенности системы образования Алтайского региона. В крае имеется 1538 школ, из них в сельской местности расположено 1293, т.е. 84% всех школ. Большинство школ имеет контингент школьников до 200 человек. В целом по краю на сельскую школу приходится 150 учащихся и 14 учителей. Приведенные данные подтверждают, что сельская школа Алтая в своей основе является малокомплектной. Плотность населения в крае низкая и сельские средние школы удалены друг от друга на 30 – 50 км. Педагогические кадры для системы образования готовят Барнаульский и Бийский педагогические университеты, частично Алтайский и Горно-Алтайский классические университеты, Барнаульский, Бийский, Каменский, Рубцовский и Славгородский педколледжи, Барнаульское педучилище, Барнаульский профессионально-педагогический колледж. Повышением квалификации учителей заняты факультет повышения квалификации и переподготовки работников образования при БГПУ и Алтайский краевой институт повышения квалификации работников образования. Организационные вопросы создания комплекса на начальном этапе развивались по двум направлениям: ¨ реорганизация деятельности Барнаульского госпединститута и краевого института усовершенствования учителей с целью упорядочения и координации деятельности по подготовке, переподготовке и повышению квалификации педагогических кадров в Алтайском крае. ¨ создание принципиально новых взаимоотношений в управлении деятельностью краевой педагогической системы. Поиск оптимальных путей управления системой подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров в Алтайском крае. Новизна такого подхода
состояла в том, что были объединены
усилия Главного управления народного
образования, педвуза, института
усовершенствования учителей на
договорных началах с учетом развития
каждого учреждения в отдельности и
максимального использования
накопленного педагогического опыта всех
подразделений создаваемого комплекса. Отчетливо была обозначена
конечная цель – органическое слияние
деятельности всех заинтересованных
учреждений образования в единый комплекс
непрерывного педагогического
образования кадров данной системы,
создание единого образовательного
пространства. Теоретической основой УНПК
является концепция непрерывного
образования, которая определяет
структуру, содержание и организационные
формы деятельности каждого из входящих в
комплекс учебных заведений и
образовательных учреждений,
обеспечивающих организационную и
содержательную преемственность,
единство и взаимосвязь всех звеньев
образования с учетом актуальных и
перспективных потребностей
личности и общества в постоянном
профессиональном и общекультурном росте,
в благоприятных условиях для
самообразования и гармоничного развития
на протяжении всей жизни. Чтобы реализовать задачи
УНПК на практике, для нашего вуза
чрезвычайно важным было решение вопроса
о выделении в ряде базовых школ (15 школ)
ставок методистов для преподавателей
вуза, что позволило в этих школах создать
лаборатории педагогического мастерства,
филиалы кафедр, привлечь
учителей к активной научной и научно-методической
работе. Важно
отметить тот факт, что в школах работает
наиболее квалифицированная часть наших
преподавателей: доктора наук и
профессора, деканы и зам. деканов
факультетов, заведующие
кафедрами. Изменились отношения между
вузом и школой. Сегодня вуз в базовых
школах – это равноправный участник
школьного педагогического процесса.
Базовые школы по своей сути
превратились в своеобразные центры
методической работы с учителями. Сегодня существуют договоры с 49 школами разного уровня (общеобразовательные средние школы, в том числе негосударственные школы-лицеи, гимназии) и 12 дошкольными учреждениями. В них работает 135 преподавателей БГПУ. Тесное сотрудничество существует у нас с краевым педагогическим лицеем. БГПУ и комитет администрации Алтайского края по образованию являются его учредителями. Лицей дает не просто общее (полное) среднее образование, но и готовит абитуриентов, в основном из сельских школ для поступления в университет. В учебно-воспитательном процессе лицея принимают участие наши ведущие специалисты, что обеспечивает высокий уровень общеобразовательной подготовки учащихся. За два года обучения в лицее удается скорректировать недостатки в предшествующей школьной подготовке юношей и девушек, особенно это важно для желающих поступить на факультет иностранных языков. Ежегодно свыше 80 выпускников лицея (до 90%) поступают в педуниверситет. В 2001 году мы создали совместно с администрацией Локтевского района лицейские классы в г. Горняк (это 320 км по прямой от Барнаула). На базе 4 школ города создано 3 лицейских класса, т.е. в известной мере смоделированы будущие профильные 11 – 12 классы. Районо для работы в этих классах отобрало лучших учителей, они прошли краткосрочную стажировку в педуниверситете, получили необходимые дидактические материалы и учебные программы. Заметим, что на Алтае накоплен хороший опыт по набору сельской молодежи в вузы. Документально это закреплено в «Положении о целевом наборе студентов в высшие учебные заведения», утвержденном Алтайским Краевым Законодательным собранием (№ 47 от 1.03. 1999 г.). Советом ректоров Алтая утверждены льготы для победителей и призеров различных краевых конкурсов из числа сельской молодежи. Наше взаимодействие с педучилищами (педколледжами) началось с разработки сопряженного учебного плана по специальности «Педагогика и методика начального образования» для Барнаульского педучилища № 1, сегодня это Барнаульский педколледж. План был утвержден в Министерстве образования РФ. Опыт оказался успешным, и на протяжении уже более десяти лет лучшие выпускники педколледжа поступают сразу на третий курс университета (после проведения перезачетов дисциплин изученных в колледже с необходимыми дополнениями). Для педколледжа опыт взаимодействия с вузом полезен, так как благодаря участию преподавателей вуза в работе на государственных выпускных экзаменах, их привлечению к чтению отдельных спецкурсов, повышению квалификации преподавателей педколледжа в вузе, повысился безусловно научно-методический уровень учебного процесса. С другой стороны, удается сохранить формы и методы преподавания, традиционные для педучилищ, дающие высокий уровень профессиональной и практической подготовки выпускников, но одновременно гибко внедрять и методы преподавания высшей школы. Сегодня разработаны и реализуются сквозные учебные планы по следующим специальностям: ¨ педагогика и методика начального образования; ¨ педагогика и методика дошкольного образования; ¨ математика; ¨ история; ¨ русский язык и литература; ¨ иностранный язык (английский и немецкий). Налажена постоянно действующая система повышения квалификации преподавателей колледжей (училищ) в педагогическом университете. Основными формами повышения квалификации являются: стажировка на кафедрах университета, совместная научно-методическая работа с преподавателями университета, участие в научно-методических конференциях и семинарах, проводимых в университете. В 2001 году всего принято на второй и третий курс БГПУ 79 выпускников педколледжей и педучилищ. Кроме того, принято на заочное отделение 313 выпускников, в том числе и на договорной основе. Этот опыт может оказаться особенно полезным подготовке учителей для сельской школы. Педучилища и педколледжи (особенно Каменский, Рубцовский и Славгородский) более приближены к сельской местности, и обучение по схеме "педучилище + три года педвуза" может для значительной части сельской молодежи оказаться наиболее оптимальным вариантом, экономически более выгодным. Выпускники колледжей, имея диплом о среднем профессиональном образовании, сохраняют право и возможность завершить высшее образование в сокращенные сроки. Это способствует их социальной защищенности и конкурентоспособности на рынке педагогического труда. Внедрение нового поколения государственных стандартов высшего профессионального образования обозначило ряд новых проблем: стандарты, в особенности стандарты многоуровневого образования, предполагают фундаментализацию образования, исходя из идеологии получения профессиональной подготовки на базе имеющегося образования, то есть профессиональная технологическая операционально-деятельностная подготовка смещается на более поздний период обучения, что затрудняет реализацию в рамках трехгодичной подготовки в педагогическом колледже выделенной части вузовской образовательной программы без продления общих сроков обучения либо без отказа от традиционно основательной технологической профессиональной подготовки в колледже. Для реализации части вузовских образовательных программ в колледжах требуется значительное повышение квалификации их преподавательского состава. Не решен пока еще юридически вопрос о возможности присвоения статуса слушателя студенту педколледжа, который обучается по сопряженным учебным планам. Статус слушателя позволил бы решить ряд организационных вопросов от обеспечения учебной литературой до учета прохождения учебного плана. В рамках совместной деятельности БГПУ активно использует и свои международные связи, в частности, модераторский центр, созданный при содействии министерства школы, науки и научных исследований Земли Северный Рейн-Вестфалия (ФРГ). Это два направления повышения квалификации: учителей немецкого языка; руководителей образования. Опыт совместной работы с немецкой стороной нами активно внедряется в практику образования Алтая. 14 преподавателей университета получили официальный немецкий сертификат о присвоении им статуса модератора. В настоящее время мы перешли на новый, более высокий уровень интеграции – Алтайский университетский школьно-педагогический округ. Необходимость подобного шага связана, с одной стороны, с естественным развитием УНПК, а, с другой, с созданием в 1998 году УНПК при Бийском пединституте (теперь университете) и в 1995 году УНПК при Барнаульском педколледже № 1. Эти комплексы созданы при методической помощи нашего университета. Университетский региональный округ – это: ¨ форма объединения учебных заведений вокруг ведущего университета региона; ¨ государственно-общественный орган, осуществляющий взаимодействие со всеми заинтересованными организациями; ¨ адекватное современному этапу научно-технического прогресса направление повышения интеллектуального потенциала самого образования; ¨ региональная информационно-образовательная среда, интегрирующая информационные и коммуникативные ресурсы и технологии ассоциированных учебных заведений Идея университетских округов не нова для России – достаточно вспомнить «Устав учебных заведений, подведомственных университетам» 1804 года, ставший организационной основой для образовательной реформы начала XIX века, разработанной М.М. Сперанским. Тогда были созданы шесть университетских округов во главе с Московским и вновь открытыми университетами в Казани, Харькове, Тарту, Вильнюсе, Главным педагогическим институтом в Санкт-Петербурге. В АУШПО образован научно-образовательный центр по историческому краеведению в составе исторического факультета и лаборатории исторического краеведения БГПУ, АКИПКРО, БВПК и Алтайского краевого педагогического лицея. Идет совместная разработка и издание учебно-методических комплектов по предметам регионального компонента образования. На базе БГПУ успешно повышают свою научную квалификацию работники организаций, входящих в АУШПО. За последние 5 лет защитили кандидатские диссертации 13 соискателей (аспирантов) из БПГУ, АКИПКРО, БВПК и один практический работник образования. Ежегодно свыше 200 человек сдают кандидатские экзамены, что также является формой повышения квалификации. Таким образом, сложилась
следующая схема взаимодействия учебных
заведений:
В настоящее время актуальной является реализация программы информатизации сельской школы Алтайского края. Имеется большой опыт совместной работы с АКИПКРО по организации работы региональной образовательной сети РОСА. Заключен договор в рамках АУШПО о расширении работ в этом направлении. В нем нашли свое отражение как вопросы создания кабинетов информатизации и вычислительной техники в сельской школе, так и развития компьютерных сетей. В университете смонтирован класс (точка) открытого доступа в Internet по программе “Проект Гармония” (США), что расширило наши возможности по предоставлению услуг школьникам и учителям края. Факультет математики и информатики четыре года ежемесячно проводит семинар для учителей края по информационным и коммуникационным технологиям в образовании. В течение уже трех лет БГПУ совместно с комитетом администрации Алтайского края по образованию проводят летние краевые школы по математике и информатике. Одним из показательных примеров оказания методической поддержки сельским учителям является выезд студентов физического факультета в школы края для проведения занятий в рамках реализации программы информатизации сельской школы – это важный шаг в деятельности по созданию реальной информационной инфраструктуры в системе общего образования на селе. Чрезвычайно актуальным является вопрос о мониторинге качества образования, который поручено Советом ректоров Алтайского края осуществлять БГПУ. Мы располагаем региональным филиалом Федерального центра тестирования при университете. Подписан договор о создании независимого центра оценки качества образования учащихся общеобразовательных школ на территории края между комитетом администрации Алтайского края по образованию, БГПУ и АКИПКРО с участием представителей АГУ. Уже четыре года мы проводится вузовское и аттестационное тестирование, накоплен определенный опыт данной работы. На основании результатов централизованного тестирования и проведенных дополнительных контрольных срезов знаний в районах Алтайского края составлена карта качества образования края. В качестве положительных результатов деятельности АУШПО можно отметить следующее: ¨ в Алтайском крае сложилась новая система координирования управления образованием, взаимодействием учебных заведений разного уровня (от школы до вуза) по совершенствованию подготовки и повышения квалификации педагогических кадров; ¨ сформировались новые отношения между школой, учебными заведениями среднего и высшего педагогического образования, позволяющие на качественно более высоком уровне организовать учебный процесс; ¨ внедрена в практику совместная работа педучилищ (педколледжей) с вузами по подготовке кадров в сокращенные сроки на основе сопряженных учебных планов; ¨ стройная система повышения квалификации научно-педагогических кадров с использованием аспирантуры и соискательства вузов, ученых советов БГПУ. ¨ наметилась тенденция к созданию совместных проектов (структур) всех участников АУШПО. Например сегодня на Алтае разработана и реализована система непрерывного экологического образования учащихся на всех ступенях обучения путем создания единого эколого – образовательного информационного пространства. В ноябре 1999 года в Париже проходила 30 сессия Генеральной конференции ЮНЕСКО. В документе, подготовленном Генеральным директором Коитиро Мацуурой “ЮНЕСКО в ХХI веке” отмечен ряд проблем. Среди них: 1.Задача обеспечения непрерывности образования является в современном мире одной из наиболее актуальных, учитывая многообразие социальных, национальных, культурных, экономических условий, в которых функционирует и развивается система образования. 2.Создание условий для непрерывности образования требует решения целого ряда задач, важнейшими из которых являются обеспечение доступности образования, создание стимулов для каждого человека к продолжению образования на протяжении всей жизни, а также: ¨ преодоление разрывов и нестыковок между общим средним и профессиональным образованием; ¨ устранение разрывов и тупиковых линий внутри системы профессионального образования; ¨ сокращение межрегиональной и внутрирегиональной дифференциации в условиях и качестве предоставляемых услуг». Цитируемое высказывание К. Мацуурой подтверждает, что и на уровне ЮНЕСКО признаются актуальными те проблемы, которые мы сегодня обсуждаем и решаем. Перечислим некоторые проблемы и вопросы: 1. Возможность обучения студента педагогического колледжа (училища) одновременно в вузе на правах слушателя; 2. Создание в базовых педколледжах и других удаленных учреждениях центров дистанционного образования для минимизации затрат на образование обучающихся. В педагогических вузах собственных средств на создание таких центров нет; 3. Создание полиграфических участков в педколледжах для решения проблемы обеспеченности учебно-методическими материалами, в электронном виде указанные материалы будут предоставляться учеными вузов; 4. Создание сопряженных государственных образовательных стандартов высшего и среднего специального образования; 5. Создание интегрированной региональной структуры образования предполагает возможность строительства совместной инфраструктуры, например жилья с долевым участием; 6. В вузах необходимо создание отделов (управлений) среднего специального образования для оперативного решения возникающих проблем. |