о сайте ...

Информационные ресурсы университетского округа: организационно-методические аспекты

Пронина Людмила Алексеевна  
Тамбовский государственный университет им.Г.Р.Державина

В настоящее время в качестве одного из подходов к развитию образования рассматривается создание университетских округов – объединение учебных заведений всех типов вокруг ведущего университета или нескольких авторитетных вузов. В рамках университетского округа рационально и эффективно организуется взаимодействие образовательных учреждений с различными заинтересованными учреждениями. Формы такого взаимодействия  - самые разнообразные, что позволяет повышать интеллектуальный и материальный  потенциал самого образования. Поэтому университетский округ можно рассматривать как образовательное пространство университета, организованную образовательную среду. Создание такого округа способствует: во-первых, повышению качества образования; во-вторых, усиливается научное, кадровое, информационное влияние университета на развитие региона. Создаваемые и используемые в этом случае информационные ресурсы округа позволяют всем категориям пользователей не только эффективно осуществлять свою деятельность за счет местного информационного потенциала, но и использовать возможности страны и мира. Таким образом, формируется мощное информационное пространство образовательных учреждений, которое оказывает влияние на образовательную сферу и на каждого его участника. На наш взгляд, информационные ресурсы можно рассматривать как компонент образовательного пространства, активно взаимодействующий с другими его компонентами – организационными структурами, обеспечивающими функционирование ресурсов, средства доступа и информационное взаимодействие. В тоже время информационные ресурсы сами являются сложной организационной системой, взаимодействующей с внешней средой. Общепризнанно, что основой  успешного функционирования образовательной системы является высококачественная и высоко технологичная информационная среда. Активное использование новых информационных технологий в последнее десятилетие привело к созданию принципиально нового концептуального информационного поля.

Из всех компонентов информационного пространства мы выделили информационные ресурсы, состояние которых представляет  особый интерес на региональном уровне, так как являясь составной частью интеллектуальной среды территории, выступают в качестве ее системообразующего фактора. Практически во всех официальных документах подчеркивается их особый статус, поэтому разработка организационно-методических проблем будет способствовать решению задач, стоящих перед системой образования на современном этапе.

Что же представляют собой информационные ресурсы провинциальных вузов сейчас, и как они могут трансформироваться в информационные ресурсы университетского округа? Информационные ресурсы округа – это информационные массивы, используемые в самых разнообразных системах, то есть это отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах: библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах.  К середине 90-х годов многие вузы страны стали использовать для передачи данных сеть RELCOM, была создана ассоциация научных центров, академических институтов, вузов и ряда коммерческих организаций – RELARN, треть из которых – вузы. Корпорация УНИКОР создает некоммерческую академическую сеть ЮНИКОМ/Россия, в Сибири появляется система ТЕЛЕКОМВУЗ –03, предназначенная для передачи речевых и факс-сообщений. Вузы, используя сети, получают доступ к новым вариантам услуг:  к данным в режимах on-line и  off-line, проведению телеконференций, электронной почте, выход в другие сети и службы, в том числе зарубежные.      Одним из проектов информатизации образования в России является создание федеральной  университетской компьютерной сети RUNNet. В качестве примера можно привести развитую информационную инфраструктуру Российского химико-технологического университета им.Д.И.Менделеева (РХТУ).

В настоящее время актуальной проблемой является создание в регионах базовых узлов информационной инфраструктуры на основе современных технологий, организующих сбор, обработку хранение и предоставление пользователям разнообразной информации.  Информационным лидером в регионе могут и должны стать университеты классического типа. Именно они аккумулируют отраслевую информацию, приближаясь к созданию универсальных информационных ресурсов, а также  предоставляют информационные услуги и производят информационные продукты.  В условиях жесткого дефицита комплектования универсальных научных библиотек научные библиотеки вузов, активно включившись в процессы автоматизации, превращаются в мощных держателей информации. Проиллюстрируем данное утверждение, опираясь на деятельность Тамбовского государственного университета им.Г.Р.Державина. В структуре университета  успешно функционирует научная библиотека, объединившая значительные фонды библиотек двух разноплановых вузов: педагогического и культуры, на базе которых и был создан вуз. Открытие новых специальностей уже в рамках университета (например, социологии, экономики, журналистики и т.п.) стимулировало расширение профиля комплектования. Фонд библиотеки превращается в универсальный по содержанию документов. В 1999 году приступили к автоматизации библиотечно-библиографических процессов, установив первые девять компьютеров, что позволило использовать электронную почту и БД различных издательств в комплектовании фондов, подготовить БД «Труды ученых и сотрудников ТГУ»,  пополнение которой продолжается и в настоящее время. Университет приобрел автоматизированную библиотечно- информационную систему АС-Библиотека-2, где используется  гибкая СУБД – Advanced Revelation.  Эффективность работы библиотеки возросла за счет автоматизации рабочих мест (АРМ). Ныне ведется электронный каталог, который доступен на сайте университета (http: //tsu.tmb.ru/), создается электронная версия систематической картотеки статей. В 2001 году был открыт Интернет-зал при читальном зале научной литературы.

Вуз, кроме использования информации из различных источников, создает и собственные информационные ресурсы, связанные с осуществлением научно-образовательной деятельности, так называемые «встроенные» информресурсы. Такие ресурсы созданы как на бумажных носителях, так и на электронных. На базе университета ежегодно проводятся международные, всероссийские и региональные научно-практические конференции (от 20 до 30). В вузе издаются три журнала: «Вестник ТГУ. Сер. Естественные науки», «Вестник ТГУ. Сер. Гуманитарные науки», «Гаудеамус» (психолого-педагогические науки). Таким образом, университет обладает значительным информационным потенциалом.

Университет в состоянии стать лидером в создании универсальной интеллектуальной информационной среды региона. Предпосылкой успешного решения поставленной проблемы является также информатизация вуза. Совершенствование информационной инфраструктуры  нашего вуза осуществляется за счет приобретения и модернизации аппаратных и программных средств компьютерной техники, создания локальных сетей учебных классов, кафедр, факультетов и институтов и объединение их в единую сеть. Данная деятельность позволяет университету выполнять организационные, управленческие и социальные функции в региональной информационной системе.

На наш взгляд, основным организационным принципом создания и функционирования информационных ресурсов университетского округа является интеграция. Суть интеграции заключается  в органическом объединении информационных ресурсов,  то есть это процесс объединения и согласования ресурсов, их рациональная организация. В реальной практике  это взаимопроникновение, взаимообогащение  всех информационных процессов, взаиморасширение сферы действия различных структурных элементов и функций всей региональной информационной системы в целом в целях наиболее полного удовлетворения информационных потребностей пользователей. По форме организации взаимодействия  выделяем специализацию, координацию, кооперирование и централизацию. Процесс централизации заключается в сосредоточении в одном центре определенных информационных ресурсов, в подчинении ему при выполнении определенных функций. В качестве такого центра можно предложить ведущий вуз, вокруг которого и создается университетский округ. Централизация дает возможность объединить ресурсы и процессы и находить более эффективные пути информационной деятельности. Специализация – это разделение труда по формированию соответствующих видов информационных ресурсов и удовлетворению соответствующих информационных потребностей. По мере развития специализации особое значение приобретает кооперирование. Исходным моментом данного процесса выступает концентрация однородных элементов, которая может рассматриваться как исходная предпосылка специализации и кооперирования. Чем выше уровень концентрации, тем выше уровень специализации и степень развития кооперирования. Накопление определенных документов в вузе и определяет специализацию его информационных ресурсов. Данный процесс будет эффективнее, если он завершается кооперированием различных  звеньев региональной информационной системы. Координация  в нашем случае –  это разделение тематики и видов информационных ресурсов между участниками и создание такой системы работы, которая бы исключала возможность дублирования. Координацию мы определяем как определенную согласованность компонентов целого, как особый характер их взаимозависимости, гарантирующий динамическое равновесие системы. Координация выступает как интегративная функция управления, обеспечивающая должную эффективность всей организационной деятельности. Основные задачи координационной деятельности – создать режим согласованного, объединенного единством цели, функционирования экономических и организационных элементов системы, непрерывно его совершенствовать путем поиска наиболее эффективных методов и форм взаимодействия. Создавая информационные ресурсы университетского округа целесообразно исходить из следующих принципов:

целостности: изменение какой-либо части может служить основанием для трансформации другой;

целесообразности построения иерархической структуры информационных ресурсов;

 взаимодействия: элементы взаимодействуют друг с другом, вступают в сильные взаимные связи;

 управляемости: наличие управляющего механизма;

динамичности: ресурсы обладают гибкой структурой и постоянно развиваются;

типизации: наличие типовых элементов в информационных ресурсах учреждений разных типов;

совместимости и единства.

Данные принципы апробированы нами применительно к библиографическим ресурсам, но могут быть распространены и на информационные.

Информационные ресурсы вуза не могут развиваться по экстенсивному пути, вне связи с региональной информационной системой. Их особенность заключается в приспособлении к информационным потребностям и запросам пользователей, в информационной емкости, наличии в структуре электронных и традиционных документов, гармонично дополняющих друг друга. Они должны постоянно подстраиваться под особенности удовлетворяемых информационных потребностей и изменения в документальных потоках и массивах. Интеграция информационных ресурсов способствует: интенсификации (достижению более высокого уровня информационной деятельности за счет совершенствования ее организации); оптимизации (процессу перевода системы в оптимальное состояние); эффективности (достижению желаемого результата: четкое выполнение функций структурными элементами, которые полифункциональны).

Создание информационных ресурсов университетского округа следует начинать с изучения информационных ресурсов участников и информационных потребностей различных категорий пользователей.  Следующий этап -  разработка организационно-методических принципов для взаимодействия образовательных учреждений и информационного обмена с заинтересованными организациями. Реализация данного подхода позволит пользователям в провинции избежать информационного «голода», повысить их информационный комфорт и сделать информацию доступной в любое удобное время и в любом месте. У вуза появляются совершенно новые информационные возможности. Так, на базе ведущего вуза можно создать общеобразовательные и специализированные порталы.

Одно из направлений деятельности в рамках университетского округа – это усиление информационного потенциала научных библиотек вузов и библиотек других образовательных учреждений. Минимальный организационный шаг – создание координационного объединения, максимальный – библиотечного консорциума. В стране накоплен опыт создания библиотечного консорциума именно высших учебных заведений.

Информационные ресурсы университетского округа должны быть репрезентативны, содержательны, достаточны (по полноте), доступны, достоверны, актуальны, устойчивы и т.д. В этом случае информационные продукты и услуги, создаваемые на их основе смогут охватывать различные секторы информационного рынка региона. Это и деловая информация, и информация для специалистов, в том числе библиографическая информация, потребительская информация или обеспечивающая непосредственно услуги образования. Совершенствование информационных ресурсов позволит создать оптимальное информационное пространство образовательных учреждений, информационный комфорт для различных категорий пользователей (профессорско-преподавательского состава, сотрудников, докторантов, аспирантов, студентов). Продвижение уникальной части информационных ресурсов университета, создаваемых его сотрудниками для различных категорий пользователей, в том числе и на базе современных информационных технологий, позволит ввести в научный оборот новый пласт информации, продвинет результаты интеллектуальной деятельности  и на рынке образовательных продуктов, будет способствовать формированию положительного имиджа вуза в сфере образовательных услуг.

В результате реформ системы высшего образования  происходят такие изменения, как создание региональных образовательных систем, децентрализация управления и расширение автономии вузов, создание рынка образовательных услуг и возникновение конкурентной образовательной среды, усиление диверсификации образования и развитие многоуровневой структуры и т.п. Поэтому создание оптимальных информационных ресурсов университетского округа окажет положительное влияние на развитие региона. Реализация данных положений позволит укрепить позиции высших учебных заведений классического типа и создать качественно новое информационно-интеллектуальное пространство высшей школы, представить новые возможности для познавательной и творческой самореализации личности. В современных условиях высшая школа является достаточно информационно емкой отраслью.