о сайте ...

Теоретическое обоснование становления исследователького университета

Агеева Е.В.  
Тамбовский государственный университет им. Г.Р.Державина

В соответствии с Концепцией научной, научно-технической и информационной политики в системе образования Российской Федерации на 2001-2005 гг. в целях усиления координации деятельности высших учебных заведений и промышленных предприятий начался процесс создания учебно-научно-инновационных комплексов и федеральных исследовательских университетов [5, с.142]. Создание таких структур позволяет не только осуществлять профессиональное образование молодежи непосредственно в ходе современных научных исследований, но и открывает новые возможности для научной карьеры и профессионального роста. В настоящее время на базе ведущих университетов страны ведется формирование инновационно-технологических центров, инновационно-промышленных комплексов и т.д. В высшей школе действует более ста инновационных структур, которые ориентированы на производство и реализацию наукоемкой продукции.

Для укрепления взаимодействия вузов с реальным производством было бы целесообразно создать научно-технические и образовательные консорциумы, включающие исследовательские университеты, наиболее продвинутые НИИ и промышленные предприятия, ориентировав их на эффективные инновации и радикальную технологическую модернизацию с целью создания высококачественной, постоянно обновляющейся, конкурентоспособной продукции, услуг и высокой эффективности управленческих решений.

Стратегическая задача формирования научной элиты российского общества требует консолидации усилий правительства, всех хозяйствующих субъектов, политических и деловых кругов страны, научных организаций, академической и вузовской научной общественности. Ее решение должно осуществляться одновременно на федеральном, региональном и местном уровнях управления развитием экономики, науки и системы образования.

Поиском новой университетской идеи сегодня активно занимаются эксперты по проблемам образования. Модернизация отечественной системы образования, опирающаяся на несколько суперуниверситетов нового типа, представляется привлекательной на правительственном уровне.

Успешный американский опыт развития «исследовательских университетов» заставил заговорить о возможности создания подобных образовательных конструкций и у нас. Трудно сказать, кому принадлежит идея создания сети исследовательских университетов в России. В коллектив авторов, разрабатывающих концепцию российского исследовательского университета, вошли И.Б.Федоров, В,К,Балтян (МГТУ), Ю.С.Васильев, В.Н.Козлов (Санкт-Петербургский гостехуниверситет), Э.М.Соколов (Тульский госуниверситет), Ю.П.Похолков, Б.Л.Агранович (Томский политехнический университет), Д.М.Ростовцев, В.Н.Алешин (Санкт-Петербургский государственный морской технический университет), Г.П.Вяткин (Южно-Уральский госуниверситет) [5, с.142].      Вкратце концепция авторов сводится к следующим положениям.

   Исследовательский университет – это наиболее законченный вид университета, который удовлетворяет потребности общества и личности во всех формах и уровнях образования. Он активно сотрудничает со средней школой, в нем есть бакалавриат и магистратура, хорошо развито последипломное образование ведется переквалификация специалистов, уже имеющих диплом, то есть человек может выбирать то, что ему нужно. Все образование строится на мощной науке. В исследовательском техническом университете очень сильна гуманитарная составляющая – юридические, экономические, гуманитарные науки. Если считать, что университет – центр образования, науки и культуры, то наиболее полно это определение подходит именно к исследовательским университетам.

Разрабатывая концепцию исследовательского университета, авторы настаивают на заложении механизма, позволяющего студентам из провинции продолжать свое обучение в таких вузах на втором этапе. Первое условие: преемственность учебных программ в вузах разного уровня. Необходимо создать в академической  структуре исследовательских университетов соответствующие учебные подразделения, например, в виде одногодичных специальных колледжей, обеспечивающих подготовку перспективных выпускников  первой ступени из других вузов к продолжению обучения на исследовательской ступени.

Таким образом, идея исследовательских университетов в современной России не является абстракцией. Она имеет достаточные материальные и концептуальные основы. Среди существующих «университетских комплексов» можно выделить «наукоград» города Мичуринска Тамбовской области, который сосредоточил в себе уникальный  научно-производственный комплекс, позволяющий решать задачу создания эффективных технологических систем  по производству, хранению и переработке экологически чистой плодоовощной продукции на основе комплекса: наука, образование, технолого-производственная сфера.

Университетские формы еще не имеют четкого терминологического оформления. В частности наблюдается смешение понятий «исследовательский университет», «университетский комплекс», «университетский округ», «технопарк».

Известны несколько попыток, дать корректное определение понятия «исследовательский университет». Наиболее удачным представляется подход авторитетной работы Е.Г.Водичева «Исследовательские университеты США и российская университетская система: Опыт сравнительного анализа» [5, с.139]. Выделяется ряд структурных особенностей элитных исследовательских университетов США, уже унаследованных многими университетами в различных странах мира:

1.      полифункциональность университета, или способность как генерировать, так и обеспечивать трансфер современного знания;

2.      сильная ориентация на научные исследования и разработки, прежде всего фундаментальные;

3.      наличие системы подготовки специалистов с «продвинутой» научной степенью, в том числе и при превышении числа магистрантов, аспирантов и докторантов над числом студентов, ориентированных на получение общего высшего образования;

4.      ориентация на современные направления науки, высоких технологий и инновационный сектор в экономике, науке и технике;

5.      широкий набор специальностей и специализаций, включая естественные науки, социальные науки  и гуманитарное знание;

6.      высокий профессиональный уровень преподавателей, принятых на работу на основе конкурсов, в том числе и международных; наличие возможностей для приглашения ведущих специалистов из различных стран мира на временную работу;

7.      высокая степень информационной открытости интеграция в международную систему науки и образования;

8.      восприимчивость к мировому опыту и гибкость в отношении новых направлений научных исследований и методологии преподавания;

9.      конкурсность и селективный подход при наборе студентов;

10.  формирование вокруг университета особой интеллектуальной среды;

11.  наличие корпоративной этики, базирующейся на этосе науки, демократических ценностях и академических свободах;

12.  формирование вокруг университета специфического научно-технического и экономического пространства, часто заполняемого технопарковыми структурами;

13.  стремление к лидерству внутри данного региона, страны и мирового научного и образовательного сообщества в целом.

Анализ того, в какой мере данные характеристики приложимы к современным российским университетам независимо от громких названий многих из них, представляет собой особую исследовательскую задачу. Университетские традиции не формируются в одночасье, а нарабатываются, как минимум, десятилетиями. Этому критерию в России отвечают несколько старых элитных университетов – Московский, Санкт-Петербургский, Томский, Казанский, Новосибирский государственный университет. Фактически сильные исследовательские традиции сложились в вузах: МВТУ, МФТИ, МИФИ.

Министерство образования Российской Федерации были приняты стратегические решения об укреплении ресурсной базы высшего образования, в том числе путем создания университетских комплексов [1, с.6]. Своим постановлением «об университетских комплексах» Правительство РФ обязало Министерство образования Российской Федерации провести необходимую организационно-методологическую работу по созданию университетских комплексов. Содействовать объединению образовательных учреждений, научных, конструкторских и иных некоммерческих организаций, сохраняющих свою самостоятельность, в ассоциации (союзы), способствующие повышению эффективности и качества образовательного процесса, более полному использованию имеющихся интеллектуальных, материальных и производственных ресурсов, в том числе университетских образовательных округов. В заключении можно сказать что, поддержка новых тенденций, важная составляющая оптимального управления наукой и образованием.

Литература:

1.      В. Атонян, Н.Казакова. Университетские комплексы: международное сотрудничество // Высшее образование в России. №6, 2002.

2.      А.Н. Авдулов, А.М. Кулькин. Программы регионального развития в контексте государственной научной политики: Опыт США / ИНИОН РАН. М., 1999. 168 с.

3.      Государственные приоритеты в науке и образовании / Ракитов А.И., Авдулов А.Н., Иванова Н.И. / Отв. Ред. Ракитов А.И.; РАН ИНИОН. М., 2001. 232с.

4.      А. Плотников. Развитие моделей финансирования научно-инновационной деятельности университетских комплексов // Высшее образование в России. №4, 2003.

5.      Подготовка научных кадров в системе высшего образования России: Сб.обзоров / Отв. Ред. Ракитов А.И.; РАН ИНИОН. М., 2002, 184 с.