о сайте ...

Региональное университетское образование как возможный фактор социальной дифференциации в России

Крылова Марина Алексеевна
Тамбовский государственный университет имени Г.Р.Державина

Институт образования, осуществляя образовательную деятельность, вторичную социализацию личности, играет важную роль в сохранении и изменении социальной структуры, оказывая влияние на все виды социальной мобильности. Конечно же, как справедливо отмечает исследователь этого вопроса Д.А. Константиновский, «…ни прежде, ни в настоящее время образование – не гарантия жизненного успеха, однако существенно влияет на его вероятность… определяет статус человека, … наконец, его судьбу».[1]

Данное обстоятельство начинает в достаточной степени осознаваться россиянами, принадлежащим к различным социальным слоям нашего общества. Так, современные «богатые»  и люди, составляющие «средний класс» видят главные причины успеха в высоком уровне образования и профессионализме, в то время как бедные считают, что эти качества не играют решающей роли при обогащении.[2]

Этот процесс сопровождается изменениями в ценностных ориентациях, установках, интересах, предпочтениях, что особенно заметно в студенческой среде, например, при смене приоритетов в получении высшего образования, выборе профессии.

Если в эпоху существования СССР мотив получения образования варьировался в пределах традиционного «стать культурным, образованным человеком», «приносить пользу (обществу, Родине, людям, партии)», иметь профессию», то в последние несколько лет наибольшую популярность приобретают мотивы более прагматичного плана, связанные с достижением жизненного успеха, под которым понимается материальное благосостояние, повышение положения индивида в стратификационной системе общества. Соответственно, выбирая профессию, абитуриенты, а затем студенты, оценивают ее через категории  выгодности, престижности, достижения статусного и материального благополучия. В этом случае материальная ориентация предшествует профессиональной и составляет ее основу.

Именно в этом большинство студентов тамбовских вузов видят смысл своей учебы ( см.таблицу 1).

Таблица 1
Мотивация обучения студентов вузов г.Тамбова.  

Варианты ответов респондентов

1. Получить профессию, дающую материальный достаток            33,8%

2. Сделать карьеру, иметь свой бизнес                                             21,8%

3. Реализовать свои интересы, потребности в учебе или     профессии                                                                                            18,3%

4. Другое                                                                                               26,1%

Подобные установки на будущее не мешают студентам успешно овладевать знаниями по профессии, которая им интересна и необходима для будущей или настоящей карьеры, социального продвижения. Для этого типа молодых людей свойственно умение полагаться в основном на себя, характерно стремление к активному расширению и углублению своих знаний: иностранного языка (30,4%), навыков работе на компьютере (29,5%), приобретению навыков ведения бизнеса, умению правильно мыслить и действовать в условиях рыночной экономики (27,7%), получение правовой подготовки (14, 6%).[3]

Однако настораживает факт снижения уверенности в своих силах у студентов в зависимости от курса обучения, во всяком случае, в городе Тамбове. Так, если на вторых – третьих курсах эта уверенность держится на уровне 24% от числа всех опрошенных, ток окончанию обучения  только 23, 8% респондентов все еще собираются добиться успеха, связанного с социальным ростом, бизнесом. Этот процесс может быть обусловлен как объективными, так и субъективными факторами.

Названная динамика предпочтений и смыслов, обосновывается как трансформацией экономической, политической, социальной сфер жизни современного российского общества, так и, с точки зрения ряда российских ученых, изменениями в составе студенчества.

Действительно, в настоящее время в вузы все чаще приходят студенты, принадлежащие к высоко – или средне обеспеченным слоям общества, что позволяет говорить ряду исследователей « о роли образования в формировании среднего класса»,[4] а так же о высшем образовании как о факторе социальной дифференциации и мобильности.    


[1] Константиновский Д.А. Образование: между равенством прав и социальной дифференциацией // Социология и общество: Тезисы Первого Всероссийского Социологического конгресса. – СПб, 2000. –        С. 545. 

[2] Луканина Е. Кому живется весело, вольготно на Руси? // Наедине. – 9-15 июля. – 2003. - № 28. – С. 1.

[3] Карпухин О.И. Сделала ли молодежь свой выбор? // Социально – гуманитарные знания. – 2000. - № 4. – С.184-185.

[4] Константиновский Д.А. Образование: между равенством прав и социальной дифференциацией // Социология и общество: Тезисы Первого Всероссийского Социологического конгресса. – СПб, 2000; Сорокина Н.Д., Валенина Н.В. О роли образования в формировании среднего класса //  Социология и общество: Тезисы Первого Всероссийского Социологического конгресса. – СПб, 2000; «Богатые и бедные в современной России»: доклад РАН. – М, 2003 и другие.