|
||||||
|
||||||
о сайте ... |
Региональное
университетское образование как
возможный фактор социальной
дифференциации в России Крылова
Марина Алексеевна Данное обстоятельство
начинает в достаточной степени
осознаваться россиянами, принадлежащим к
различным социальным слоям нашего
общества. Так, современные «богатые»
и люди, составляющие «средний класс»
видят главные причины успеха в высоком
уровне образования и профессионализме, в
то время как бедные считают, что эти
качества не играют решающей роли при
обогащении.[2]
Этот процесс сопровождается
изменениями в ценностных ориентациях,
установках, интересах, предпочтениях, что
особенно заметно в студенческой среде,
например, при смене приоритетов в
получении высшего образования, выборе
профессии. Если в эпоху существования
СССР мотив получения образования
варьировался в пределах традиционного «стать
культурным, образованным человеком», «приносить
пользу (обществу, Родине, людям, партии)»,
иметь профессию», то в последние
несколько лет наибольшую популярность
приобретают мотивы более прагматичного
плана, связанные с достижением
жизненного успеха, под которым
понимается материальное благосостояние,
повышение положения индивида в
стратификационной системе общества.
Соответственно, выбирая профессию,
абитуриенты, а затем студенты, оценивают
ее через категории выгодности,
престижности, достижения статусного и
материального благополучия. В этом
случае материальная ориентация
предшествует профессиональной и
составляет ее основу. Именно в этом большинство
студентов тамбовских вузов видят смысл
своей учебы ( см.таблицу 1). Таблица
1
Однако настораживает факт
снижения уверенности в своих силах у
студентов в зависимости от курса
обучения, во всяком случае, в городе
Тамбове. Так, если на вторых – третьих
курсах эта уверенность держится на
уровне 24% от числа всех опрошенных, ток
окончанию обучения только
23, 8% респондентов все еще собираются
добиться успеха, связанного с социальным
ростом, бизнесом. Этот процесс может быть
обусловлен как объективными, так и
субъективными факторами. Названная динамика
предпочтений и смыслов, обосновывается
как трансформацией экономической,
политической, социальной сфер жизни
современного российского общества, так и,
с точки зрения ряда российских ученых,
изменениями в составе студенчества. Действительно, в настоящее
время в вузы все чаще приходят студенты,
принадлежащие к высоко – или средне
обеспеченным слоям общества, что
позволяет говорить ряду исследователей «
о роли образования в формировании
среднего класса»,[4]
а так же о высшем образовании как о
факторе социальной дифференциации и
мобильности. [1] Константиновский Д.А. Образование: между равенством прав и социальной дифференциацией // Социология и общество: Тезисы Первого Всероссийского Социологического конгресса. – СПб, 2000. – С. 545. [2] Луканина Е. Кому живется весело, вольготно на Руси? // Наедине. – 9-15 июля. – 2003. - № 28. – С. 1. [3] Карпухин О.И. Сделала ли молодежь свой выбор? // Социально – гуманитарные знания. – 2000. - № 4. – С.184-185. [4]
Константиновский Д.А. Образование:
между равенством прав и социальной
дифференциацией // Социология и
общество: Тезисы Первого
Всероссийского Социологического
конгресса. – СПб, 2000; Сорокина Н.Д.,
Валенина Н.В. О роли образования в
формировании среднего класса //
Социология и общество: Тезисы
Первого Всероссийского
Социологического конгресса. – СПб, 2000;
«Богатые и бедные в современной России»:
доклад РАН. – М, 2003 и другие. |