о сайте ...

Общественное настроение студентов регионального университета

Яковлев Сергей Павлович  
Тамбовский государственный университет

Лишь в конце ХХ века исследователи обратились к изучению социально - психологических аспектов социума и доказали их значение для адекватного понимания общественных и исторических событий. Сегодня уже не вызывает сомнений положение, что события, явления можно считать совокупностью многих социальных факторов, - причем как объективных, так и субъективных, т. е. социально - психологических.

       Социально - психологические явления справедливо признаются историческими, как обязательные условия и активный фактор исторического развития. Известный американский психолог Эрих Фромм даже называл социально - психологические явления, производительными силами социального процесса[1]. Изучая феномен общественного настроения в социально - психологическом ключе, поставим вопрос: каким образом человек подвергается воздействию того или иного настроения? Для ответа на этот вопрос нам необходимо очертить тезаурус психологических понятий.

Необходимыми и достаточными для исследования социально - психологических предпосылок социального настроения являются такие понятия, как "настроение", "общественное настроение", "внушение"(суггестия) и "контрсуггестия". Рассмотрим сущность данных категорий более подробно.

           Среди явлений общественной психологии, представляющих интерес для исторической науки, - потребностей, мотивов, чувств, стереотипов поведения, вкусов, умений, навыков (как отдельной личности, так и различных социальных общностей) - особое место занимают социальные настроения, преобладающие в обществе в тот или иной временной период.

Значимость настроения в структуре социально - психологических явлений объясняется тем, что оно представляет собой не какой - либо отдельный элемент психики, а её целостную и притом динамическую характеристику. Являясь сравнительно устойчивым, продолжительным психическим состоянием, - одним из идентификаторов настроения становится проявление данного феномена  в качестве положительного или отрицательного эмоционального фона психической жизни индивида.

  В отличие от ситуативных эмоций и аффектов настроение является эмоциональной реакцией на непосредственные последствия тех или иных событий, а на их значения для человека в контексте его общих жизненных планов, интересов и ожиданий. Сформировавшиеся настроения, в свою очередь, способны влиять на непосредственные эмоциональные реакции по поводу происходящих событий, соответственно изменяя направления мыслей, восприятие и поведение человека. Таким образом, настроение окрашивает переживание и деятельность личности" в определенный цвет, определяет его модальность» (Курт Левин)[2]. Настроение определяет преобладающее состояние чувств и умов тех или иных социальных групп в определенный период времени.

 Общественное настроение представляет собой не только самое массовидное явление, но и одну из наиболее значительных сил, побуждающих людей к той или иной деятельности, накладывающих отпечаток на поведение различных социальных групп (коллективов,  нации и др.) и, конечно же, на членов этих групп. Одной из форм общественного настроения является массовые настроения, способные объединить различные значительные группы людей (слои, классы и др.). Однако будем учитывать, что общественное настроение может носить как массовый, так и "локальный" характер. Локальное «общественное настроение» (в отличие от массового) проявляется в социально - психологическом климате микросреды (семья, группа).

Исходя из вышеизложенных теоретических предпосылок, была предпринята попытка на основе  исследовательско-методологического  и конкретно-социологического (эмпирического) подходов проследить динамику процессов формирования и функционирования общественного настроения.

В  октябре  2001 года в Тамбовском государственном университете им Г.Р. Державина было  проведено  авторское социологическое исследование. Основным  объектом  исследования являлись  студенческие группы  учащихся дневной формы обучения на отделениях социологии, социальной работы, социальной педагогики. В качестве контрольной группы задействованы студенты отделения психологии. Основные методы сбора первичной информации – опрос и глубинное интервью.

         Использованная процедура определения выборочной совокупности – двухступенчатая (пилотажная), квотная выборка по половозрастным характеристикам, а также по факультету и институтам.

          Величина выборочной совокупности при опросе студенчества – 150 студентов очной формы обучения, что составляет  35% от генеральной совокупности. Объем контрольной группы – 50 человек (12,9% от генеральной совокупности)

Исследование проводилось методом анкетирования на основе инструментария, разработанного таким образом, чтобы полнее раскрыть динамику изменений общественного настроения в студенческих группах

Основа данного исследования  была сфокусирована на групповом настроении, которое,  в отличие от настроений, составляющих его индивидов, обладает целым рядом  новых свойств, например способностью  к многократному увеличению энергии составляющих группу индивидов.

Мировоззренческие  ориентиры респондентов

Общественное настроение  -  это  особый  социопсихологический элемент, который  формируется  под  влиянием  и  в следствии  взаимодействия  с  различными социальными группами. Нюансы этого элемента можно рассмотреть только в конкретных точках его проявления в различных социокультурных ситуациях. Это некий универсальный конгломерат являющейся обязательным участником всех социальных процессов; как правило, он играет роль индикатора.

Социальное настроение - один из глобальных феноменов присущих социуму, но его главное отличие от всех остальных заключается в том, что он не может влиять на общество напрямую, воздействия всегда идут опосредованно, через ряд фильтров.

Среди таких фильтров можно выделить следующие социальные общности:

-  семья(родственники),

- коллеги по работе/учебе,

-  знакомые,

-  близкие друзья,

- либо просто незнакомые люди;

Поэтому в процессе исследования  респондентам  предлагалось оценить  по   пятибалльной шкале,  в какой из  перечисленных  групп  они  чувствуют  себя  наиболее  благоприятно.

За пятидесятипроцентный барьер шагнули близкие друзья и члены семьи. Примечательно, что коллеги по работе/учебе так же имеют достаточно высокий коэффициент благоприятности психологического климата.   

Помимо этого, имеется достаточная доля респондентов, которая испытывает крайне отрицательные эмоции в обществе своих  коллег по учебе. Именно поэтому определенная часть студентов (7,4%) считает, что настроение в их студенческой общности чаще отрицательное, чем положительное.

Следует так же заметить, что именно коллеги по работе/учебе вызывают у 32,1% опрошенных такие отрицательные эмоции как напряжение, усталость, раздражение; 18,5% виновником подобных чувств считают семью; и 17,9% респондентов готовы переложить ответственность за  столь нелицеприятные эмоции на своих знакомых и друзей. Здесь, более чем назревшей, становится проблема исследования студенческих симпатий, их приоритетов в выборе наиболее благоприятного социально-психологического окружения.

В целом довольно высок элемент социальной сознательности студентов, осознание важности имеющихся в обществе глобальных задач. Так первая пятерка наиболее актуальных проблем, волнующих современную молодежь  выглядит следующим образом:

ü    социальные (медицина, образование, наука и т.д.) – 68,4%;

ü    экономические – 57,4%;

ü    экологические – 52,1%;

ü    духовно-нравственные – 29,5%;

ü    политические – 18,9%;

Согласно  сложившимся  стереотипам, молодежные  группы всегда  считались  наиболее  податливым объектом для привлечения их к участию в различного рода демонстрациях, массовых акциях и т.д. Однако лишь 1,1%  опрошенных положительно относятся к митингам, акциям протеста и по возможности всегда стараются принимать в них участие, а порядка  30% высказывают  крайне отрицательные позиции к данным  явлениям, и  около 55% придерживаются нейтральной точки зрения.       

Исходя из полученных, в ходе исследования, данных можно констатировать, что у современного студента достаточно высокий коэффициент индивидуальности и относительной самостоятельности.

Так при принятии респондентами наиболее важных лично для них решений, лишь 1,6% готовы считаться с общественными интересами, 44,4% не исключают такой возможности, а доминирующая доля опрошенных - 52,4% всегда руководствуется исключительно личными интересами.

Данный  аспект позволяет выдвинуть гипотезу о высокой роли эгоизма в общественном настроении студенческой молодежи.  

В споре о том, что стоит на первом месте – права индивида или права коллектива, - большинство западных наций высказываются за приоритет индивидуальных прав. Поэтому в качестве эксперимента, дабы иметь хотя бы частично представление о том, насколько сильно «развращена» современная молодежь, западными установками о индивидуальности и свободе, студентам был представлен следующий блок вопросов, направленный на выявление степени готовности респондентов отстаивать свои интересы вопреки большинству, а следовательно это будет способствовать выявлению степени минимальной подверженности групповому настроению.

Наиболее активными защитниками своих интересов здесь выступают будущие социальые работники и социальные педагоги. Социологи и психологи предпочитают оставаться при своем мнении, но не высказывать его другим.

Поскольку процесс формирования настроений замешан, прежде всего, на коммуникациях, то факторы, способствующие успешному взаимоотношению с окружающими,  играют здесь не последнюю роль. И мнения  студентов по этому вопросу распределились следующим образом :

Примечателен тот факт, что такие  составляющие человеческого поведения как хитрость, вульгарность, наглость занимают нижние позиции. Сдержанность и скромность  так же не приветствуется современными студентами.

Вместе с тем, всплывает очередной парадокс: среди тех респондентов, которые выбирали в качестве доминантных критериев своего поведения – вульгарность, хитрость и наглость, наибольшее количество составляют  студенты, которые считают себя людьми, способными полностью и всегда  контролировать свои поступки и свое поведение; плюс ко всему степень конфликтности у них самая низкая (готовность вступить в конфликт лишь 2,8%).

Таким образом, вызывающие и грубые атрибуты студенческого поведения, идут рука об руку, с высокой степенью самоконтроля и уверенности в себе; плюс ко всему, как оказалось, вызывающее и нескромное поведение – способствует избежанию конфликтных ситуаций. Скорее всего, здесь на все сто процентов работает принцип: «Лучшая защита – Нападение!». 

Авторское исследование выявило интересные тенденции и социально-психологические характеристики общественного настроения  студенческой молодежи ТГУ им. Г. Р. Державина.

Достаточно высокий уровень религиозности респондентов, разбавлен  довольно скромной политической сознательностью. Студенты как должное воспринимают отрицательные эмоции, которые испытывают довольно часто, среди своих друзей и близких, однако это не мешает им оценивать свое настроение в целом, как положительное. Дальнейшего изучения, заслуживают, выявленные в ходе исследования компоненты,  влияющие на благоприятность социально-психологического климата респондентов, в той или иной социальной среде. Достаточно явно прослеживается повышенный уровень эгоцентризма респондентов.

Исследование показало, что студенческая молодежь, несомненно обладает целым рядом, сугубо концептуальных признаков,  которые подобно мозаике, складываются в следующую картину:

Во-первых, прослеживается достаточно высокий уровень спонтанности и поверхностности у студенческой молодежи, в восприятии социальной действительности и в принятии важных решений. Данный аспект, скорее всего, является следствием влияния ценностей массовой культуры. Беспричинная агрессия, резкие перепады настроения, зачастую необоснованные колебания мнений - все это можно отнести к негативным последствиям вышеозначенного феномена;

Во-вторых, как уже говорилось, студенты  Тамбовского университета  отличаются повышенной эгоцентричностью, и относительной самостоятельностью при принятии важных лично для них решений.

В-третьих  наблюдается  достаточно низкий уровень политических симпатий  респондентов, а так же их  скептическое отношение  к акциям протеста, митингам и т.д.   

Таким образом, автором был выявлен определенный тип настроения студенческой молодежи -  α-тип,  или как его еще можно назвать «Эгоизированная абулия» .

Описанный тип настроения  в первую очередь обусловлен социокультурными  рамками и  теперешним социальным статусом молодежи. Однако не следует исключать возможности существования  других типов. Например:

β – тип - политизированный

γ – тип - ярко-патриотический

δ- тип - патологический (наркоманы, алкоголики)

и т.д.

Очевидно данный тип настроения(эгоизированная абулия) является переходным; поскольку каждая эпоха, каждый век, каждый год, имеет свои «индивидуальные» метки присущие только данному временному периоду. Процесс постоянного движения социума, хотим мы того или нет, генерирует смену одних настроений другими, смену одной экономической и политической формации другой. Следовательно феномен общественного настроения должен измеряться и исследоваться постоянно, для накопления опыта и выработки инструментариев позволяющих найти ключи к столь непредсказуемому и раритетному  явлению социальной действительности.

Литература:

1.Бехтерев В.М. Предмет  и задачи общественной психологии как объективной науки. СПб., 1911. – 345 с.

2.Лебон Г.  Психология  народов  и  масс. СПб.: Изд-во «Макет», 1995. – 316 с.

3.Майерс Д. Социальная    психология./ Перев. с англ. - СПб.: Изд-во «Питер», 2000. – 688 с.

4.Парыгин Б. Д. Социальная психология как наука. Л., 1967. – 318 с.

5.Поршнев Б. Ф. Контрсуггестия и история.//Сб. История и психология. М., 1971. 201 с.

6.Фромм Э. Бегство от свободы: Пер. с англ./Общ. ред. и посл. П.С. Гуревича. М.: Изд-во Прогресс, 1989.   15 с.    


[1] Фромм Э. Бегство от свободы: Пер. с англ./Общ. ред. и посл. П.С. Гуревича. М.: Изд-во Прогресс, 1989.   15 с.

[2] Поршнев Б. Ф. Контрсуггестия и история.//Сб. История и психология. М., 1971. 201 с.