о сайте ...

НАУЧНО-ИСЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ОСНОВА ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В ВУЗЕ

Н.Н.Болдырев, А.А.Артемов
Тамбовский государственный университет имени Г.Р.Державина
392622, г.Тамбов, ул.Интернациональная, 33
artemov@tsu.tmb.ru

Идущие процессы глобализации, в том числе и в сфере образования и воспитания, должны, с одной стороны, сопровождаться сохранением национальных культур и традиций, с другой стороны, необходимость ориентации образования, в первую очередь высшего, на глобализирующийся рынок труда диктует важность изучения опыта других стран, принятия единых критериев, подходов, нормативов. Однако особенности российского менталитета накладывают серьезные ограничения на формальное копирование западных моделей. Так, повсеместное внедрение дистанционного образования, развитие широкой сети негосударственных учебных заведений и филиалов различных вузов привело к резкому снижению уровня и качества образования. Проблемы качества образования, авторитета конкретного вуза и его диплома остро стоят сегодня в стране и в нашем регионе в частности.

В то же время, интеграция российской системы образования в единое европейское образовательное пространство, вступление России в Болонский процесс диктует необходимость создания российской национальной системы аттестации и контроля качества образования. На государственном уровне уделяется пристальное внимание вопросам качества образования, планируется создание полиции качества, ставится задача – в каждом вузе создать систему аттестации и контроля качества.

Выделим следующие факторы, непосредственно влияющие и формирующие качество образования в вузе:

– современный уровень содержания образования;

– отлаженная система контроля качества образования и содержания учебных курсов;

– уровень профессиональной квалификации преподавателей вуза;

– обеспеченность учебного процесса специалистами соответствующего профиля;

– высокий уровень научно-исследовательской деятельности вуза;

– использование в учебном процессе результатов НИР;

– развитие материально-технической базы учебного процесса и научных исследований;

– обеспеченность учебно-методической литературой;

– внедрение новых информационных технологий в учебный процесс;

– высокий уровень организации учебных практик, тесная связь и ориентированность на работу предприятий;

– сбалансированность графика учебного процесса;

– четкое нормирование нагрузки преподавателей и студентов.

В самом деле, обеспечение современного уровня содержания образования, соответствующего государственным и международным стандартам – главная составляющая качества процесса высшего образования. На решение этой проблемы должна быть направлена функционирующая в каждом вузе система контроля качества образования, обеспечивающая высокий научный уровень содержания учебных курсов, их соответствие современному состоянию развития общества, науки, техники, производства.

Решить эти задачи можно, лишь обеспечив учебный процесс высоко квалифицированным профессорско-преподавательским составом. Поэтому одним из важнейших критериев качества образовательного процесса в вузе является уровень профессиональной квалификации преподавателей, показателем которого является их остепенённость.

Здесь, конечно же, сразу встает задача повышения социального статуса и престижности профессии ученого в России, обеспечения его достойного материального положения с тем, чтобы он мог работать продуктивно, а не заниматься поисками дополнительного заработка. Но эту проблему необходимо решать на государственном уровне. Необходимо повысить статус преподавателя высшей школы. При введении отраслевой системы оплаты труда учесть высокую общественную значимость этой профессии, обеспечить ему достойный заработок, пенсию, условия медицинского обслуживания и летнего отдыха.

В плане предоставления вузом качественных образовательных услуг одним из определяющих критериев является обеспеченность учебного процесса специалистами соответствующего профиля. Особенно остро эта проблема стоит в филиалах вузов и при дистанционной форме организации образовательного процесса. По существующим нормативам и международным стандартам преподаватели должны вести только свои профильные дисциплины, которые должны быть сосредоточены в нагрузке соответствующих кафедр. Только при наличии должного внутрикафедрального контроля содержания рабочих программ, их соответствия государственным стандартам, возможно обеспечить качественный учебный процесс по соответствующей специальности.

На государственном уровне и руководством вуза должно уделяться пристальное внимание развитию материально-технической базы учебного процесса, обеспеченности его учебно-методической литературой. В последние годы материально-техническая база фундаментальных и прикладных исследований, подготовки научных кадров и образования вообще – устарела, разрушается и продолжает устаревать из-за отсутствия должного финансирования. Существуют и серьезные проблемы с учебной литературой, пополнением и обновлением фондов вузовских библиотек. Назрела насущная потребность не только в накоплении компьютерной техники, но и в приобретении научных приборов и оборудования, необходимых ученым для выполнения фундаментальных и прикладных исследований, внедрения их результатов в учебный процесс.

В современных условиях невозможно отделить учебный процесс от использования новых информационных технологий. Внедрение их в лекционные курсы, семинарские и практические занятия позволяет оптимизировать процесс изложения и усвоения изучаемого материала, что, несомненно, улучшает качество получаемого образования.

Процесс обучения и воспитания не может проходить в стороне от реалий современного развития общества, его экономики, производства, непосредственной работы учреждений и организаций. Поэтому в плане повышения качества образования, его нацеленности на работу предприятий особое внимание следует уделить должному уровню организации учебных практик, тесной связи вуза с теми структурами, где в последствии будут работать его выпускники.

На качество образования непосредственно влияют и такие факторы, как сбалансированность графика учебного процесса и четкое нормирование нагрузки преподавателей и студентов. Если график учебного процесса не отрегулирован, если расписание занятий составлено неудачно, если не соблюдаются нормы времени для расчета объема учебной работы и основных видов учебно-методической и других работ, выполняемых профессорско-преподавательским составом в образовательных учреждениях высшего и дополнительного профессионального образования, если не выдерживаются нормы нагрузки студентов, то постоянно будут возникать срывы в учебном процессе, проявляться недовольство в преподавательских и студенческих коллективах, что негативно скажется на качестве образования.

Но самым главным – определяющим – критерием, непосредственно сказывающимся на качестве учебного процесса, является современный уровень научно-исследовательской деятельности вуза, внедрение результатов НИР в учебный процесс. Именно научно-исследовательская деятельность позволяет ведущим ее профессорам, доцентам, научным работникам находиться на передовых позициях развития научного знания и передавать эти знания студентам и аспирантам. Развитие образования в России не может больше рассматриваться отдельно от развития науки, только единство науки и образования позволит правильно функционировать этим сферам человеческой деятельности. Университеты должны иметь тесные связи с академической наукой. В связи с этим особую актуальность приобретает успешное функционирование и дальнейшее углубление Федеральной целевой программы «Интеграция науки и высшего образования России».

Ведущиеся в вузе научные исследования позволяют разрабатывать новые темы в традиционных лекционных курсах, готовить новые спецкурсы и спецсеминары. По результатам научно-исследовательской деятельности студенты выполняют курсовые и дипломные работы.

И, конечно же, наиболее ярко проявляется связь научно-исследовательской деятельности с процессом подготовки кадров высшей научной квалификации в аспирантуре и докторантуре. Успешное функционирование этих форм послевузовского образования возможно только при наличии реальных научных достижений в деятельности соответствующих научных школ и направлений, выполнения ими конкретных научных исследований и разработок.

Дальнейшее развитие образования в стране должно, прежде всего, идти по пути соответствия требованиям науки и техники, фундаментальных исследований, высоких технологий и наукоемкого производства, с тем чтобы наша научно-техническая и образовательная продукция была конкурентно способной на мировом рынке. Таким образом, перспективная цель высшего образования – фундаментальность, дающая соединение научного знания и процесса образования. В мире уже давно является общепризнанным, что невозможно отделить друг от друга науку и образование, для успешного функционирования каждой из этих сфер необходимо наличие и постоянное развитие другой. Зарубежный опыт, который в этом случае полезно перенять, убедительно показывает на целесообразность сосредоточения научной мысли в университетах. И в российских вузах уже сейчас имеется отличная армия ученых. Поэтому пора уже законодательно закрепить за университетами статус научных учреждений. В пользу этого говорит и тот факт, что в вузах России сосредоточено сегодня ученых – докторов и кандидатов наук – больше, чем в академической и отраслевой науке.

 

На наш взгляд, развитие научно-исследовательской деятельности университета позволит вывести на более высокий уровень все составляющие качества процесса обучения и формирования полноценной личности. Научная работа в университете обеспечит современный уровень содержания образования, высокий уровень организации учебных и учебно-производственных практик, тесную связь с предприятиями, создаст возможности наладить систему контроля качества образования, обеспечить учебно-методической литературой всех студентов и аспирантов. Успешная научно-исследовательская деятельность поднимет уровень остепенённости и профессиональной квалификации преподавателей вуза, даст возможность подготовить достаточное количество необходимых специалистов, и обеспечить ими не только учебный процесс, но и все отрасли хозяйствования. Развитие материально-технической базы научно-исследовательской работы и учебного процесса, внедрение новых информационных технологий в учебный процесс и научные исследования целесообразно проводить параллельно.

Таким образом, приоритетное развитие научно-исследовательской деятельности в университете, формирование и поддержка собственных научных школ позволит поднять на более высокий уровень и сам процесс обучения, уделить должное внимание его качеству, решить одну из главных задач университета – формирование полноценного российского научно-образовательного сообщества.