о сайте ...

Социально-экономическая эффективность образовательной политики в России

Томилин Виктор Филиппович
Тамбовский государственный университет имени Г.Р.Державина

В современном мире высшее или университетское образование становится одним из наиболее важных составляющих «лифта наверх», успеха в жизни. Современники Б.Н.Чичерина, получившие высшее образование, попадали в широко востребованный тогдашней Россией социальный слой интеллигенции. В среде пролетариата Б.Н.Чичерин отмечал «весьма обыкновенное явление, особенно в образованных странах, что молодые люди с довольно высоким образованием не находят себе места; приобретенные ими знания, за недостатком спроса, остаются без приложения. Из этого образуется так называемый умственный пролетариат, который, не находя исхода своим способностям, нередко устремляется на неправильные пути. Те, напротив, которые находят подлежащее им место в общественном строе, занимают в нем высшее положение и пользуются более или менее значительными выгодами в сравнении с другими».

В современной России явление невостребованности образованной молодежи получило широкое распространение. В телеинтервью Председатель Правительства РФ М.М.Касьянов сообщил, что до 40% выпускников российских вузов 2002 года не смогли найти работу по специальности в связи с несовпадением структуры специальностей выпускников российских вузов и структуры потребностей народного хозяйства России.

В «Российской газете» от 11 июня 2003 года Маргарита Шиц сообщает: «В России сейчас колоссальное перепроизводство экономистов и юристов. В то же время возник серьезный дефицит кадров на новых предприятиях, которые переходят на современные технологии. В частности, наблюдается дефицит программистов и инженеров».

На этом основании можно сделать неутешительный прогноз о том, что те, кто поступил в 2003 году в вузы для получения специальностей не будут востребованы по получению дипломов в 2008 году и им придется сразу переучиваться другим профессиям. Можно предположить также большой спрос в будущем на специалистов в следующих отраслях хозяйства РФ: связь, энергетика, транспорт, коммунальное хозяйство, т.к. сюда будут вложены колоссальные деньги.

Будь образовательная политика Минобразования России сориентированной на потребности развивающегося рыночного хозяйства России, то не тратились бы понапрасну огромные государственные и частные денежные ресурсы. А последние, по данным руководителя аналитической  группы «Эксперт МА» журнала «Эксперт» Игоря Березкина [1]  за 2001 год составили 4-6 млрд. долларов. В 2002 - 2003 годах эта сумма еще выросла и можно констатировать ежегодные бросовые миллиарды долларов инвестиций участников образовательного рынка, значительную задержку срока вступления молодежи в трудовую жизнь, а отсюда и задержку отдачи от вложений в образование.

Часть молодежи вынуждена искать себе применение на международном рынке труда, куда мы «вливаемся», к сожалению, не только высоко – и низкоквалифицированной рабочей силой. По телевизионному заявлению Президента РФ В.В.Путина из России за период перестройки выехало за рубеж 200 тыс. молодых ученых. Налицо явная диспропорция между инвестициями в человеческий и физический капиталы общества. Причиной указанной диспропорции является утечка из страны значительной части ренты за исторжение природных ресурсов. Решение российского Правительства о поступлении на специальный счет той части валютной выручки продажи нефти, которая будет выше 20 долларов, выглядит хоть и запоздалым, но крайне важным для оживления экономики России.

Можно надеяться, что сбалансированное инвестирование этих накоплений создаст новые рабочие места и уменьшит утечку мозгов. К тому же у покупателей и продавцов мозгов цели разные. Уместно обратиться к опыту академика Академии медико-технических наук, д.б.н. Петра Гарляева, вернувшегося недавно из дальнего зарубежья. Вот что он говорит: «Неприятно, что мы стали не объектом научного интереса, а предметом торга, все хотели быстро заработать на нас деньги. Печально, что пытались нас попросту обворовать, скопировав наши ноу-хау и аппаратуру» [2].

Система высшего образования России имела бы большую эффективность, если бы выпускники школ и их родители были лучше информированы о своей востребованности после окончания вуза. Тем не менее, по оценке Программы ООН по развитию в докладе о развитии человеческого потенциала в РФ в 2001 г. в образовательной структуре экономически активного населения доля людей с высшим образованием составляла 20,6%, а в образовательной структуре безработицы их доля равна 13% [3]. Это говорит о большей конкурентоспособности  востребованности высокообразованных людей, но народнохозяйственная эффективность их использования была бы наибольшей, если бы образовательная и хозяйственная политика была более интегрированной на уровне Правительства России и стала бы известной в регионах широкому кругу участников образовательного процесса.  



[1] Березкин Игорь. Лишние миллиарды. // Эксперт. 2002. № 41. С. 52-55.

[2] Тутина Ю. Ворованные «мозги». // АиФ. 2003. № 37. С. 19.

[3] Устойчивое развитие. Городская экономика. // Архитектура и строительство России. 2002. № 8. С. 30-31.