|
|
|
|
о сайте ... |
Университеты
в системе высшего образования Задонская И.А.
В современную эпоху
образование, а в частности высшее
образование, по сути, становится одной из
самых обширных сфер деятельности. Оно
начинает рассматриваться
как главный ведущий фактор социального и
экономического прогресса. Во всем мире в
нем занято около миллиарда учащихся и
более 50 миллионов педагогов. Все больше
представителей общественности
обращаются к анализу образования,
исследованию его влияния на общество.
Одной из причин такого внимания является
понимание того, что выживание
человечества, его устойчивое развитие,
совершенствование и самоактуализация
каждого человека, его способность к
освоению новых знаний и принятию
нестандартных решений невозможны без
решения сложных проблем образования, а
именно высшего образования. Система
современного высшего образования с
полным правом заявляет о себе как
самостоятельный социальный институт. В
современном мире существует огромное
разнообразие высших учебных заведений,
но самым престижным учебным заведением в
последнее время считается университет. В
России в 90-годы прошла волна
переименований институтов в
университеты, в результате чего
количество последних в нашей стране за
период 1986-1997 гг. возросло с 40 до 236, т.е. в 5,9
раз. Число университетов увеличивается
за счет переименований в них целого ряда
ведущих институтов разнообразного
профиля: педагогического, гуманитарного,
технического, аграрного и так далее.
Университеты становятся лидерами в
современном обществе.
Университет – это особая станция
социального обслуживания, главный агент
по предоставлению различных услуг
населению, состоящую из достаточно
автономных элементов – факультетов,
кафедр, лабораторий, классов. Университет
оказывающий образовательные услуги
высшей квалификации, аккумулирует
значительные трудовые,
материальные и финансовые ресурсы.
Причем производство образовательных
услуг (традиционное направление
деятельности высших учебных заведений) –
важная, но далеко не единственная
деятельность современных университетов.
В них развивается наука,
совершенствуются технологии
производства, потому что
ведущие профессора – это не только
преподаватели, но и крупные ученые,
менеджеры, политики. Университет – это не
абстрактная теоретическая конструкция, а
реальная сила, необходимая для развития
экономики, армии, политической власти,
культуры. Одной из важнейших
особенностей системы университетского
образования, является
ее как бы двойная временная
направленность одновременно
и в прошлое, и в будущее. Университетское
высшее образование, в современных
странах – это очень широкие и
высокоразвитые дифференцированные
многоуровневые социальные системы (подсистемы
общества) непрерывного
совершенствования знаний и навыков
членов общества, играющие важную роль в
социализации личности, ее подготовке к
получению того или иного социального
статуса и
выполнению соответствующих ролей, в
стабилизации, интеграции и
совершенствовании общественных систем.
Университетское образование выступает
фактором воспроизводства социально –
профессиональной структуры общества.
Университетское
образование сегодня направлено на
развитие творческой составляющей
формирующейся личности, которая могла бы
ставить и решать вопросы развития
будущих технологий. Университетское
образование – это удавшаяся попытка
освобождения мысли, позволяющая
увеличить не только объем знаний, но и
углубит ранее познанное более
основательно, проникать в суть явлений и
процессов. Университетскому образованию
присущи внутренняя гармоничность,
соразмеренная выверенность
макроструктуры, содержательная
взвешимость разнообразных
фундаментальных наук. Современный
университет создает интеллектуальный
капитал общества. В XXI
веке университеты вновь обретают свою
изначальную функцию – быть гарантом
универсальных ценностей и культурного
наследия. На современном
этапе развития общества в
университетском образовании на первый
план выходят инновационное образование;
образование, интегрированное с
интенсивной научно-исследовательской
деятельностью; тесная связь вузовских
исследований с обучением и потребностями
промышленности и экономики;
междисциплинарность образования и
научных исследований; гуманизация
образования. Российская высшая
школа в ходе своей многолетней истории
внесла также огромный вклад в развитие
отечества, превратилась в неотъемлемый
органический фактор жизнедеятельности
страны. Университетское
высшее образование как институт
формирования творческой современной
личности, воспроизводства и развития
знаний не имеет
себе равных. Российская высшая школа
является одной из немногих систем
образования мира, способной обеспечить
подготовку специалистов по всему спектру
современных направлений и
специальностей, она отличается высоким
уровнем фундаментальной подготовки, в
частности по естественным дисциплинам,
традиционно ориентировано на
профессиональную деятельность и имеет
тесную связь с практикой. Она
представляет сегодня одну из самых
конкурентоспособных систем высшего
образования в мире. Таким образом, в
современном обществе система высшего
образования, в частности университетское
претерпевает изменения, обусловленные, в
первую очередь, ускоренным развитием
научно-технического прогресса,
характером культуры, с учетом
многослойной структуры внутреннего мира
человека, и в
определенной мере детерминируется
социальной ситуацией. В такой ситуации
именно университетское образование
играет важную и неотъемлемую часть в
обществе. |