о сайте ...

Университеты в системе высшего образования

Задонская И.А.  
Тамбовский государственный университет имени Г.Р.Державина

          В современную эпоху образование, а в частности высшее образование, по сути, становится одной из самых обширных сфер деятельности. Оно начинает  рассматриваться как главный ведущий фактор социального и экономического прогресса. Во всем мире в нем занято около миллиарда учащихся и более 50 миллионов педагогов. Все больше представителей общественности обращаются к анализу образования, исследованию его влияния на общество. Одной из причин такого внимания является понимание того, что выживание человечества, его устойчивое развитие, совершенствование и самоактуализация каждого человека, его способность к освоению новых знаний и принятию нестандартных решений невозможны без решения сложных проблем образования, а именно высшего образования. Система современного высшего образования с полным правом заявляет о себе как самостоятельный социальный институт.

В современном мире существует огромное разнообразие высших учебных заведений, но самым престижным учебным заведением в последнее время считается университет. В России в 90-годы прошла волна переименований институтов в университеты, в результате чего количество последних в нашей стране за период 1986-1997 гг. возросло с 40 до 236, т.е. в 5,9 раз. Число университетов увеличивается за счет переименований в них целого ряда ведущих институтов разнообразного профиля: педагогического, гуманитарного, технического, аграрного и так далее. Университеты становятся лидерами в современном обществе.      Университет – это особая станция социального обслуживания, главный агент по предоставлению различных услуг населению, состоящую из достаточно автономных элементов – факультетов, кафедр, лабораторий, классов. Университет оказывающий образовательные услуги высшей квалификации, аккумулирует значительные  трудовые, материальные и финансовые ресурсы. Причем производство образовательных услуг (традиционное направление деятельности высших учебных заведений) – важная, но далеко не единственная деятельность современных университетов. В них развивается наука, совершенствуются технологии производства, потому что  ведущие профессора – это не только преподаватели, но и крупные ученые, менеджеры, политики. Университет – это не абстрактная теоретическая конструкция, а реальная сила, необходимая для развития экономики, армии, политической власти, культуры. Одной из важнейших особенностей системы университетского образования,  является ее как бы двойная временная направленность одновременно  и в прошлое, и в будущее.

Университетское высшее образование, в современных странах – это очень широкие и высокоразвитые дифференцированные многоуровневые социальные системы (подсистемы общества) непрерывного совершенствования знаний и навыков членов общества, играющие важную роль в социализации личности, ее подготовке к получению того или иного социального статуса  и выполнению соответствующих ролей, в стабилизации, интеграции и совершенствовании общественных систем. Университетское образование выступает фактором воспроизводства социально – профессиональной структуры общества.            

Университетское образование сегодня направлено на развитие творческой составляющей формирующейся личности, которая могла бы ставить и решать вопросы развития будущих технологий. Университетское образование – это удавшаяся попытка освобождения мысли, позволяющая увеличить не только объем знаний, но и углубит ранее познанное более основательно, проникать в суть явлений и процессов. Университетскому образованию присущи внутренняя гармоничность, соразмеренная выверенность макроструктуры, содержательная  взвешимость разнообразных фундаментальных наук.

Современный университет создает интеллектуальный капитал общества. В XXI веке университеты вновь обретают свою изначальную функцию – быть гарантом универсальных ценностей и культурного наследия.

На современном этапе развития общества в университетском образовании на первый план выходят инновационное образование; образование, интегрированное с интенсивной научно-исследовательской деятельностью; тесная связь вузовских исследований с обучением и потребностями промышленности и экономики; междисциплинарность образования и научных исследований; гуманизация образования.

Российская высшая школа в ходе своей многолетней истории внесла также огромный вклад в развитие отечества, превратилась в неотъемлемый органический фактор жизнедеятельности страны. Университетское  высшее образование как институт формирования творческой современной личности, воспроизводства и развития знаний не  имеет себе равных. Российская высшая школа является одной из немногих систем образования мира, способной обеспечить подготовку специалистов по всему спектру современных направлений и специальностей, она отличается высоким уровнем фундаментальной подготовки, в частности по естественным дисциплинам, традиционно ориентировано на профессиональную деятельность и имеет тесную связь с практикой. Она представляет сегодня одну из самых  конкурентоспособных систем высшего образования в мире.

Таким образом, в современном обществе система высшего образования, в частности университетское претерпевает изменения, обусловленные, в первую очередь, ускоренным развитием научно-технического прогресса,  характером культуры, с учетом многослойной структуры внутреннего мира человека,  и в определенной мере детерминируется социальной ситуацией. В такой ситуации именно университетское образование играет важную и неотъемлемую часть в обществе.