о сайте ...

Научно-исследовательская деятельность как средство интеграции университета в мировое образовательное пространство

Дьячек Татьяна Петровна
Тамбовский государственный университет имени Г.Р.Державина  

Развитие российской системы образования вообще и социального образования в частности сегодня нельзя рассматривать вне процессов глобализации. При этом мы исходим из понимания того, что Россия заинтересована развивать сотрудничество с членами мирового научного и профессионального сообщества, стимулируя интеграционные процессы участия в программах действий по поиску эффективных способов социальной поддержки нуждающихся групп населения.

Однако, как отмечают многие исследователи, процессы глобализации, преломленные на сферу образования, порождают целый ряд проблем, среди которых отметим наиболее, на наш взгляд, важные:

определение роли глобализации в решении образованием задачи распространения национальных культур при исключении опасности потери уникальности человека и его способности национальной самоидентификации в ходе его развития как «гражданина мира»;

необходимость ориентации высшего образования на глобализующийся рынок труда, что требует повышения качества социального образования, задаваемого не только  внутренними, но и мировыми критериями его оценки и связанная с этим сложность стандартизации образовательных программ;

   обеспечение гибкости процесса обучения при сохранении свободы индивидуума в выборе направлений обучения, курсов и преподавателей, создание условий личной ответственности студента за формирование и исполнение его индивидуального учебного плана;

   гармонизация процессов глобализации и регионализации социального образования.

Одним из путей решения перечисленных проблем, на наш взгляд, является более широкое развитие научно-исследовательской деятельности (НИД) в системе социального образования. При этом мы рассматриваем НИД как специфическое отражение национальной и общемировой культуры, обеспечивающей развитие ее субъекта, его творческих сил, отношений, потребностей, способностей, форм общения и т.п. Распространяя позицию В.Ж.Келле на науку как специфическую подсистему культуры, подчеркнем, что она формирует человека и является формой его самовыражения, проявления его человеческой сущности, характеризует меру овладения им различными способами познавательной и преобразовательной деятельности и меру его собственного развития как субъекта социально-исторического творчества. В таком ракурсе развитие НИД может рассматриваться не как сторона, часть или функция социальной системы, а как личностный аспект уровня интеллектуального развития общества. То есть наука является не только отдельным элементом культуры, но и накладывает отпечаток на всю систему культуры, не подменяя в то же время других ее элементов, поскольку «субъективна лишь форма выражения знания, но не его содержание.

Проиллюстрируем сказанное выше на примере подготовки к научно-исследовательской деятельности в области социальной работы. Характеристические особенности НИД могут быть раскрыты через анализ выполняемых ею функций.

В науке функции трактуются как определенная совокупность социальной деятельности; некоторое заданное поведение того или иного объекта; способ достижения цели; результат по отношению к действиям, которые его формируют; механизмы, способствующие реализации определенных возможностей; системные свойства, детерминирующие специфику проявления и др. (Н.Г.Астафьева, В.Г.Крысько, Н.М.Платонова, Л.В.Топчий, Е.И.Холостова). В данном случае функции рассматриваются нами как роль одного из компонентов социальной работы – научно-исследовательской деятельности – по отношению ко всей системе в целом.

Развивая подход А.П.Беляевой и Н.Г.Астафьевой с учетом глобализационных процессов, выделим и рассмотрим только интерсоциальную функцию НИД в системе социальной работы. Она связана с объективными закономерностями макросоциального развития общества (глобализация мировых проблем культуры и экологии; демографические проблемы; охрана здоровья; борьба с бедностью; развитие на общегосударственном уровне систем социальной защиты населения и др.). Через содержание этой функции раскрывается интерсоциальная активность личности специалиста социальнй сферы. В условиях динамичного развития в мире профессиональной социальной работы специалист социальной сферы (это касается не только социальных работников, но и социологов, социальных психологов, педагогов и др.) должен постоянно обращаться к мировому опыту, вычленять из него все то прогрессивное, что создается в профессиональном сообществе на уровне теории и практики социальной работы. Выявленные знания он должен соответствующим образом адаптировать к национальной и региональной действительности, традициям социальной поддержки своей страны (региона), подобрать для этого адекватный инструментарий практической реализации новых подходов к социальной работе и способы ее внедрения в практику.

Выполнять интерсоциальную функцию – значит уважительно относиться к достижениям человеческой культуры, опыту, накопленному в мировом профессиональном сообществе, с пониманием относиться к многообразию проявлений социальных проблем в зависимости от национальности человека, его вероисповидания, социального опыта и т.д. В интерсоциальной функции заключена идея влияния совместной исследовательской деятельности представителей профессии «социальная работа» на обеспечение роста благосостояния населения всех стран, снижения социальной напряженности в мире, гармонизацию отношений человека с обществом и окружающей социально-экономической действительностью.

В контексте анализа глобализационных процессов рассмотрим одну из тенденций развития высшей школы, обусловленную общемировыми изменениями в сфере высшего образования, выражающимися в признании исследовательской парадигмы как основы развития современного социального образования – его интеграцию в мировое образовательное пространство.

В философском понимании, интеграция рассматривается как сторона процесса развития, связанная с объединением в единое целое ранее разнородных частей и элементов. Педагогическую интеграцию рассматривают и как высшую форму единства целей, принципов, содержания, форм организации, и как создание укрупненных педагогических единиц на основе взаимосвязи различных компонентов учебно-воспитательного процесса (В.С.Безрукова, М.Н.Берулаева, Ю.С.Тюнников, Н.Б.Шмелева).

Мы рассматриваем интеграцию в единстве ее трех составляющих: включение российской системы профессиональной подготовки социальных работников в мировой образовательный процесс; интеграцию содержания дисциплин учебного плана; объединение усилий субъектов, прямо или косвенно участвующих в процессе подготовки к исследовательской деятельности будущих социальных работников.

Первое направление непосредственно отражает интерсоциальную функцию исследовательской деятельности, проявляющуюся в постоянном изучении и анализе альтернативных путей становления и развития передовых систем профессионального образования в области социальной работы в мире. Интеграция в мировую образовательную систему воплощается в жизнь за счет совместных комплексных научных исследований, разворачиваемых на материале разных стран; организации обмена преподавателями, аспирантами и студентами; проведения разнообразных научных мероприятий (семинары, круглые столы, конференции, симпозиумы и др.) с привлечением к участию в них ведущих специалистов из разных стран; публикации монографий, сборников научных трудов, статей, учебников и учебно-методической литературы и др.; расширения дистанционных форм обучения студентов отделений социальной работы и т.д.

Указанные направления интеграции необходимы для аккумуляции всего лучшего, что есть в мировой образовательной практике, при условии адаптации мирового опыта к условиям российской действительности и опоры на традиции российской высшей школы, национальные и региональные потребности в кадрах социальных работников.

Поддерживая позицию ведущих российских ученых о необходимости международной интеграции в области развития социального образования, мы принимаем во внимание опыт вузов западных стран, соотнося его с традициями российской национальной культуры, требованиями, предъявляемыми в нашей стране к профессиональному социальному работнику. Таким образом, интеграцию в мировое образовательное пространство мы рассматриваем как один из способов повышения эффективности российской модели профессиональной подготовки специалистов социальной сферы, в том числе, за счет целенаправленной подготовки к исследовательской деятельности.

Интеграционный контекст требует нового отношения к отбору содержания учебных дисциплин (А.А.Вербицкий, В.И.Жуков, И.Ф.Исаев, М.В.Кларин, В.А.Никитин, В.В.Сластенин и др.). Использование в процессе подготовки будущих специалистов к исследовательской деятельности содержания, отобранного из предметной области определенной науки, не может обеспечить достижения заданного уровня их готовности к профессиональной деятельности с учетом описанных выше проблем глобализации. Поскольку исследовательская деятельность в социальной работе весьма разнообразна по объектам и средствам, это предполагает постоянную опору специалиста на широкий спектр теоретико-методологических оснований, каждый из которых вскрывает изучаемую социальным работником проблему в специфическом и свойственном ему ключе. Так, в настоящее время выделяют три доминирующие по степени влияния научные дисциплины (социологию, психологию, педагогику) создающих теоретико-методологический базис социолого-ориентированных, психолого-ориентированных и комплексно-ориентированных теорий социальной работы. Интеграция содержания дисциплин учебного плана, таким образом, обусловлена необходимостью формирования у будущего специалиста системного научного мышления, которое бы являлось гносеологическим фундаментом в поиске оптимальных вариантов социального реагирования на многообразие социальных проблем.

С другой стороны, и на это указывает анализ опыта подготовки к исследовательской деятельности социальных работников западных стран, интеграционный контекст обеспечивает будущему работнику герменевтическое отношение к многообразию позиций клиентов, поскольку глубокое понимание разных контекстов с последующим выстраиванием из него целостной технологии социальной поддержки свойственно лишь тем специалистам, которые свободно и профессионально ориентируются в полипарадигмальном пространстве социального знания.

Помимо этого, те дисциплины, которые в классическом виде выражают социальное образование (социальная философия, социальная антропология, социальная психология, теория социальной работы, социальная история и др.), сами носят интеграционный характер, не противопоставляясь при этом предметным полям философии, социологии, психологии и др. (В.И.Жуков).

Разделяя позицию исследователей проблем дидактики высшей школы (А.А.Вербицкий, Ч.Куписевич, В.Оконь, Н.М.Платонова и др.), акцентируем внимание на том, что в процессе подготовки к исследовательской деятельности важно, чтобы студенты овладевали не отрывочными знаниями из отдельных наук, а развивали целостное и системное представление об окружающей действительности, обеспечивающее богатство внутреннего духовного мира специалиста и многообразие его личностного опыта. Все это в конечном итоге находит выражение в способности выбрать методологический контекст, наиболее адекватный исследовательскому замыслу, и с опорой на него развернуть все этапы исследования применительно к любому уровню социальной работы.

Третье направление интеграции предполагает включение в процесс подготовки к НИД всех участников образовательного процесса. Со стороны университетов – это преподаватели и студенты из разных стран; со стороны социальной сферы – управленческие структуры, участвующие в формировании социального заказа на социальных работников, менеджеры социальных учреждений, конкретные социальные работники, кураторы учебной практики.

Средством интеграции, на наш взгляд, является единая, открытая, практико-ориентированная среда, объединяющая учебную, исследовательскую, методическую, технологическую и коммуникативную деятельность субъектов педагогического процесса. В содержательном плане она отражает разнообразные исследовательские задачи, «заполняющие» исследовательское пространство социальной работы, обеспечивая тем самым качественно новое целое, обладающее прогнозирующими и эвристическими свойствами для практиков.

Ориентированность на практику означает нацеленность на различные направления практической социальной работы и выбор исследовательских задач, значимых для мико-, мезо- и макроуровней систем социальной защиты населения разных стран.

Открытость среды проявляется в том, что как формулирование этих задач, так и их разрешение осуществляется совместными усилиями студентов, аспирантов, преподавателей вузов, профессиональных ученых, практических социальных работников этих стран. Кроме того, эта среда открыта и «развернута» на клиента и социум, т.к. аккумулирует весь спектр имеющихся у них социальных проблем и позволяет находить средства, «работающие» в условиях различных социально-экономических и национальных реалий.

Подчеркнем, что наметившиеся тенденции включения в социальные процессы международных и национальных общественных движений и организаций социальной направленности, рассматриваемых в контексте построения в России гражданского общества, делают их обязательным субъектом данной среды. Как показывает опыт социальной работы западных стран, добровольчество сыграло неоценимую роль в становлении исследовательского компонента профессиональной социальной работы. Объединяя представителей разных профессий, людей квалифицированных, активных и неравнодушных к бедам и невзгодам слабо защищенных слоев населения, общественные организации в условиях современной России предоставляют широкие возможности исследовательской деятельности студентам факультетов социальной работы.

В технологическом плане НИД всех субъектов данной среды подчиняется единым нормам и принципам исследовательской деятельности, которая осуществляется с использованием общих для научного исследования познавательных средств. Субъекты этой среды взаимодействуют друг с другом в режиме открытого научного диалога, выступая при этом друг по отношению к другу в роли партнера по исследованиям.

Таким образом, единая, открытая, практико-ориентированная среда, с одной стороны, обеспечивает содержанием образовательный процесс в вузе, с другой – переносит международный научный опыт представителей вузовской и академической науки в жизнедеятельность учреждений социальной сферы и общественные организации, создавая в результате своеобразный феномен международного научно-производственного комплекса.

Таким образом, одна из главных задач университета состоит в создании условий для развития международного профессионального сообщества ученых, педагогов, студентов, практиков. Его создание позволит, по крайней мере, частично решить те проблемы образовательных систем, которые были подняты нами выше.