о сайте ...

Модернизация инфраструктуры научно-исследовательской деятельности университета: из опыта работы
Тамбовского государственного университета им.Г.Р.Державина

Юрьев Владислав Михайлович
Болдырев Николай Николаевич
Пронина Людмила Алексеевна
Тамбовский государственный университет им.Г.Р.Державина

В условиях модернизации системы образования совершенствование научно-образовательной деятельности вузов основано на необходимости подготовки высококвалифицированного специалиста, конкурентоспособного на рынке труда, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к  профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности. В связи с этим главная задача управления в Тамбовском государственном университете имени Г.Р.Державина – это управление процессом его развития.

Успех вуза, эффективная реализация поставленных целей и задач зависит во многом от уровня развития научно-исследовательской деятельности. В современных условиях следует выделять не просто научно-исследовательскую деятельность, а  ее сочетание  с инновационной деятельностью, включающей фундаментальные исследования, прикладные  исследования и разработки, маркетинговые исследования и т.п. и инновационное обучение студентов. Именно поэтому на базе университета  формируется инновационная структура поддержки инновационной деятельности вуза, да и региона в целом. Высшая школа является непростой организационной системой, а современные требования качественно меняют управление.  Наш университет относится к категории вузов, где научная работа наряду с учебной является основной деятельностью. В связи с этим модернизирована система управления  научно-исследовательской деятельности: управление НИР превращено в управление методологического обеспечения основной деятельности с расширением функций: выделены аналитическая, информационное обеспечение проектной деятельности, охрана интеллектуальной собственности. Основная задача, стоящая перед менеджментом  университета, – это качественное улучшение научно-образовательного потенциала вуза, связанное с совершенствованием структуры потенциала, формированием эффективной научно-образовательной базы знаний, оптимизацией ресурсного обеспечения и т.д. Поэтому университет  имеет развитую структуру, ориентированную не только на рынок труда, но и на социальную сферу, предусматривающую расширение межуниверситетского сотрудничества, обеспечивающую кадровое сопровождение инновационной деятельности в научно-технической сфере.  На наш взгляд, сложившаяся инфраструктура вуза обладает следующими свойствами: универсальностью, позволяющей обеспечить решение проблемы развития, кадровой обеспеченностью и информационной обеспеченностью в виде распределенного банка актуализируемых данных. Управление научно-исследовательской деятельностью, по сути, связано с управлением качеством подготовки специалистов, превращая университет в единый научно-образовательный комплекс.

В современных условиях научные исследования обязательно опираются на соответствующую инфраструктурную поддержку. Она включает: наличие современных информационных технологий, свободный доступ ко всей необходимой научной информации, наличие современного экспериментального оборудования, высококвалифицированных, компетентных и авторитетных научных руководителей, современную организацию и управление научными исследованиями и внедрение их результатов.

На наш взгляд, инфраструктура научно-технической и инновационной деятельности  университета должна представлять собой комплекс взаимосвязанных систем:

·            информационного обеспечения;

·            экспертизы научно-технических и инновационных проектов;

·            программ продвижения научно-технических разработок на региональный, межрегиональный и зарубежный рынки;

·            подготовки и переподготовки кадров;

·            координации и регулирования развития научно-технической и инновационной деятельности.

В качестве одной из составляющих инфраструктуры университета, обеспечивающей функционирование научно-исследовательской деятельности, образованы специальные подразделения: институты, центры, фонды, лаборатории. В университете определена процедура их создания. Данные структуры начинают работать на основании приказа ректора об открытии и назначении ответственного лица. Их деятельность регламентируется Положением  о работе соответствующего подразделения, утвержденным на заседании Ученого совета университета.  Открытие данных подразделений возможно только при наличии научного лидера, специалистов соответствующего профиля, освоении специальных методов исследования, имеющемся заделе ранее полученных результатов, наличии специальных приборов и оборудования, партнерских связей, которые могут быть использованы при выполнении работы и т.п. Цель создания подобных структур - это концентрация трудовых, материальных и финансовых ресурсов в специализированных  подразделениях,  интеграция деятельности этих подразделений, создание необходимых условий для повышения эффективности научных исследований и качества подготовки специалистов.

Научно-исследовательская деятельность лабораторий, центров, институтов осуществляется в соответствии с приоритетными направлениями развития науки и техники, критических технологий. Их деятельность реально востребована в регионе, стране и за рубежом. В настоящее время в университете успешно функционируют 22 лаборатории, 21 центр, 1 фонд, 4 научно-исследовательских института. Они активно решают  задачи: интеграции университетской, академической и отраслевой науки; участия в Федеральных программах развития образования и  научных конкурсах; обеспечения преемственности различных уровней профессионального образования; внедрения результатов научно-исследовательской работы в образовательный процесс и подготовки  научно-исследовательских кадров; разработки  перспективных форм и методов работы со студентами, обнаружившими способности к научно-исследовательской работе; продвижения результатов работы в практическую деятельность, активизации контактов с региональными структурами.

Выбор типа образования – лаборатория, центр, институт – зависит от многих причин. Так, лаборатории создаются как своеобразное подразделение кафедры для усиления конкретных исследований, если их проблематика выходит за рамки темы научного направления или научной школы данного коллектива. В перспективе возможно формирование нового направления именно на основе научных результатов, полученных в лабораториях. Проблематика исследований лабораторий охватывает естественные, точные и гуманитарные науки: например,  Лаборатория экологических исследований, Лаборатория социальной истории, Научно-исследовательские лаборатории «Физика льда», «Физика структурных дефектов твердых тел»  и «Информационные ресурсы краеведения», Лаборатория математического и компьютерного моделирования и другие. Многие из них сотрудничают с ведущими научными центрами и вузами страны.  Существующие ныне лаборатории многофункциональны: в их стенах проводятся научные исследования, создаются уникальные стенды и испытательные установки для специальных видов работ, реализуется разнообразная проектная деятельность и т.п.

Создание центров происходит по аналогичной схеме. Но функции центра несколько шире: они интегрируют усилия ученых и специалистов разных кафедр университета, разных вузов или других учреждений или организаций. Некоторые из них  более тесно связаны с региональными потребностями, другие – успешно выполняют функции международных.

Спектр исследований  центров достаточно широк и отражается в их наименовании: «Региональный центр обучения дошкольников и младших школьников в системе непрерывного образования», «Центр комплексного картографирования», «Социологический центр», «Центр по изучению этической мысли в России», «Фольклорный центр», Научно-методический центр «Русский дом Диккенса», «Научно-учебный центр по проблемам оздоровительно-коррекционной работы с детьми дошкольного и школьного возраста», «Научно-исследовательский центр региональных проблем социально-культурной деятельности» и другие.

Плодотворно работает Международный научный фонд изучения творческого наследия Е.И.Замятина.

Ярким примером активной и успешной научно-исследовательской деятельности является Лингвистический центр. Ежегодно он проводит Международные школы-семинары по когнитивной лингвистике. Результаты его работы отражены в многочисленных зарубежных и отечественных публикациях, в кандидатских и докторских диссертациях, авторских учебных курсах. Следует отметить и активное влияние центра на процесс обучения. Результатом научно-исследовательской работы стали авторские учебные курсы, которые не имели аналогов и в настоящее время ведутся и в других вузах (например, курс «Когнитивная семантика»). Данный центр выполняет и еще одну важную функцию – создание профессионального объединения ученых и специалистов: на его базе формируется Российская ассоциация лингвистов-когнитологов, уже получившая мировое признание. Следовательно, идет постепенное расширение функциональных возможностей подобных структур: одной из ведущих функций управления становится интеграция.

Более мощное образование – научно-исследовательские институты университета. Широкий спектр функций выполняет НИИ региональной экономики. Ведущими направлениями его деятельности являются исследования дивергенции малого предпринимательства в транзитарной экономике России, девиации системы экономических интересов транзитарного хозяйства страны. Институт успешно содействует  научно-исследовательской работе преподавателей, аспирантов и студентов. В последние годы возросла публикационная активность вуза по данной проблематике. Следует отметить и мероприятия по повышению экономической грамотности в регионе. Кроме того, институт является экспертной организацией в проводимом Администрацией Тамбовской области Инвестиционном конкурсе по поддержке малого предпринимательства. Он поддерживает и развивает научные контакты как внутри страны, так и за рубежом.

Очевидно, что НИИ активно занимаются и чисто управленческими функциями в рамках НИР. Некоторые из них нацелены на интеграцию вуза в единое образовательное и информационное пространство страны и мира. Для других – приоритетом является регион и усиление влияния науки, университета именно на регион.

В качестве показателей, характеризующих научно-производственный эффект институтов, центров, лабораторий определены: количество научных публикаций –монографий, статей в центральных изданиях; количество защищенных диссертаций; прибыль от научных разработок; объем грантов для научных исследований.

Научно-учебный эффект деятельности структур характеризуется следующими показателями: количество подготовленных по результатам  НИОКР учебников и учебных пособий, сборников задач; количество курсов лекций, обновленных по результатам НИОКР; количество авторских учебных курсов; количество подготовленных курсовых и дипломных проектов; прибыль (опосредованная) от качества подготовки специалистов; объем грантов для образования; количество внедренных  АСНИ по специальностям вуза.

Анализ деятельности по данным параметрам показал, что значительный объем работы выполняют все структурные подразделения университета. Большой вклад они вносят в подготовку специалистов и развитие студенческой науки: к работе лабораторий привлечено 619 студентов, центров – более 1000. Таким образом, они играют значительную роль в формировании профессиональной элиты региона.

Все структуры активно поддерживают и развивают научные контакты с ведущими вузами страны, региональными учебными заведениями и региональными органами образования, взаимодействуют с зарубежными партнерами – университетами США, Великобритании,  Германии, Швеции. Научные коллективы имеют опыт участия в крупных международных проектах, в том числе при поддержке Международного Научного Фонда, Фонда  Форда, Фонда Сороса, Международного совета по научным исследованиям и обменам и т.д.

Активизация научно-исследовательской деятельности на основе принятых управленческих решений позволила университету расширить спектр образовательных услуг и продуктов.

В условиях расширения прав субъектов Федерации и изменения отношения между федеральными и региональными структурами в  решении стратегических проблем социально-экономического развития региона все большее значение приобретает использование научного потенциала местных вузов, прежде всего в кадровом и научно-техническом обеспечении проводимых реформ.  В этих условиях лаборатории, центры и институты являются наиболее мобильными структурами, учитывающими региональные потребности и активно сотрудничающими с местными учреждениями и организациями.

Создание дополнительных организационных структур  привело к  повышению качества управления научной деятельностью университета. Под системой управления качеством  научно-исследовательской работы в вузе мы понимаем взаимоувязанный, постоянно функционирующий комплекс структурных, организационных, методических и экономических мероприятий. Гибкая структура научной деятельности позволяет создать триаду сфер «наука –образование –производство», что приводит соответственно к триаде конечных продуктов «интеллектуальный продукт – производственный продукт – продукт обучения».

Существующая в университете организационная структура научно-исследовательской деятельности  позволяет:

·            повысить качество профессиональной подготовки с ориентацией на международные стандарты качества;

·            увеличить вклад университета в развитие фундаментальных научных исследований  и распространение научных знаний, развитие культуры и искусства;

·            формировать профессиональную элиту, выявлять и поддерживать наиболее талантливую молодежь;

·            эффективно использовать ресурсы: человеческие, информационные, материальные и финансовые.

В результате, во многом, научно-образовательная деятельность соответствует социальным и экономическим потребностям страны, запросам личности, общества и государства. Университет превращается в центр образования, культуры, науки и новых технологий региона.

Придание вузам статуса научных учреждений потребует изменений в  организационной структуре научно-исследовательской деятельности. Опираясь на накопленный опыт, университет сможет выделить приоритетные направления, исходя из результативности деятельности данных структур, и экономически обоснованно и рационально сформировать оптимальную инфраструктуру научно-исследовательской деятельности.