|
|
|
|
о сайте ... |
Институт социологии
как форма институциализации социального
образования в университете. Степанов
Николай Александрович, Одной из стратегических
целей развития Рязанского
государственного педагогического
университета им С. А Есенина, ведущего в
регионе высшего учебного заведения
гуманитарного и социального профиля,
является реализация регионообразующей
функции университета, не сводящейся
только к оказанию образовательных
услуг в регионе, а заключающейся в
выполнении социокультурной миссии в
разных плоскостях: собственно
образовательной, научно-практической,
консалтинговой, проектно-внедренческой и
др. Одно из направлений
развития социально-гуманитарного
образования и практики в университете
представлено Учебно-научным комплексом «Институт
социологии» Рязанского
государственного педагогического
университета им. С. А. Есенина. Институт
является структурным подразделением
университета и создан с целью
координации деятельности основных
социологических подразделений
Университета в интересах наиболее
полного обеспечения реализации ГОСВПО по
специальностям социального и
гуманитарного профиля, а также для
развития соответствующей научно-исследовательской
работы в Университете. Следует отметить, что
предпосылки формирования Института
складывались, а условия целенаправленно
формировались в течение ряда лет с 1993г., в
период разработки концептуальных
документов развития регионального
образования и создания основ социального
образования в Университете. Значительный
опыт формирования учебно-научной
инфраструктуры социального образования
был приобретен в процессе становления
специальности «социальная педагогика». Для обеспечения
преподавания общепрофессиональных и
специальных дисциплин в июле 1996
года была открыта кафедра социологии
и социальной педагогики (ныне кафедра
социологии), которая также выполняет
функции общеуниверситетской кафедры,
обеспечивая преподавание социологии на
различных факультетах в рамках
блока гуманитарных, социальных и
экономических дисциплин. Одной из основ работы
института является организация
производственной практики как стержня
профессиональной подготовки студентов,
обучающихся социальным наукам. Производственная практика
выполняет функции: ·
ведущей формы
самостоятельной работы студентов, ·
основного поля практической
подготовки специалистов, ·
главной формы студенческой
научно-исследовательской работы, ·
массового распространения
социальной теории и практики в
организациях региона, ·
создания позитивного климата в
регионе для формирования новых рабочих
мест для выпускников социальных
специальностей, ·
решения конкретных социальных
проблем региона. Производственная практика
студентов напрямую увязывается с
практически значимой научно-исследовательской
и внедренческой деятельностью института.
В частности, на базе многопрофильной НИР
осуществлены в частности серии
электоральных социологических
исследований, разработана “Пилотная
программа адресной социальной помощи на
базе электронных форм обслуживания” в
рамках взаимодействия РГПУ с
Министерством труда и занятости,
проведены социологическое исследования
“Социальные характеристики молодежи
Рязанской области – 97 - 2000” и другие.
Массовым полем включения студентов в
научно-исследовательскую работу
является организация мониторинговых
диагностических исследований в школах г.
Рязани, прежде всего в рамках
производственной практики. На основе
этой деятельности разработана типовая
технология диагностики образовательных
процессов. На каждом этапе НИР к
реализации различных проектов
подключены студенты разных курсов в
зависимости от сложности задач, а
дипломные и курсовые работы выполнятся
только на базе собственной НИР в
организациях и на предприятиях с
обязательной проектной частью. В
ходе становления института социальных
педагогов в школах г. Рязани
сформировался определенный практический
опыт институциализации социального
образования. Можно сказать, что были
отработаны элементы внешней и внутренней
моделей институциализации социальной
теории. Мы исходили
из понимания того, что социальный педагог
- специалист
изучающий и организующий социальное
пространство школы, существование школы
в социуме, процессы социализации
субъектов образования, социальные
аспекты образования в целом. Главной
сферой деятельности социального
педагога является социум, социальное
пространство жизнедеятельности
человека и школы. Социальный педагог имеет
как специфическое поле деятельности, так
и общее с другими специалистами и
службами социальной сферы. Общее -
социальная деятельность, то есть
деятельность по воспроизводству
социальной субъектности. Различия проявляются,
прежде всего, в разграничении
компетенции социальных педагогов и
социальных работников: - функциональное:
основная функция социальной педагогики -
контроль и корректировка нормы
социализации, функция социальной работы -
компенсация нежелательных последствий
социальных явлений и процессов; - объектное: социальная
педагогика нацелена на все слои
населения, социальная работа – на
маргинальные и уязвимые социальные
группы; - технологическое:
социальный педагог стремится
своевременно определить проблему,
выявить причины, порождающие её,
обеспечить превентивную профилактику
различного рода и, таким образом,
оздоровить окружающую микросреду,
оптимизировать социальное пространство
школы. Поэтому всестороння диагностика
социального пространства с целью
контроля социальных характеристик –
важнейшая функция социального педагога и
условие его эффективной деятельности.
Задачей социального педагога как
специалиста по оптимизации социального
пространства является активизация
потенциала социальных субъектов для
повышения эффективности социальных
взаимодействий, развития отношений в
социуме через определение скрытых,
неиспользованных социальных ресурсов
жизнедеятельности школы, их диагностику
и определение необходимости подключения
к решению обнаруженных проблем
соответствующих специалистов.
Социальный работник в
отличие от социального педагога имеет
дело с состоявшейся проблемой,
связанной с отклонением от социальной
нормы, что требует специальных видов
социальной помощи (в том числе
психосоциальной, а в тяжелых случаях – и
психотерапевтической) и более узкой
специализации. Превентивно-профилактическая
деятельность является общей для
социальных педагогов и социальных
работников, но если она доминирует в
деятельности социального работника –
это свидетельство высокого качества его
работы, если же к ней сводится
деятельность социального педагога –
эффективность его работы невысока. Организационно
рабочие места социальных педагогов
рассматривались нами как поле
институциализации социологии в
школах. Об элементах внешней модели
институциализации можно говорить в связи
с развитием и реструктуризацией
социального образования в университете,
определенным итогом которой стало
создание Института социологии РГПУ. В состав (а точнее, в круг
координационной деятельности) Института
в соответствии с положением входят: ·
кафедра и
отделение социологии социально-экономического
факультета (а теперь и специальности «управление
персоналом» и «связи с общественностью»), ·
Учебно-производственная
лаборатория экономических
и социальных исследований и
моделирования (ЛЭСИМ) социально-экономического
факультета, ·
Информационно-аналитический
центр РГПУ «Регион-Стратегия»,
·
штаб-квартира Рязанского филиала
Евразийской социологической ассоциации (ЕАСА), ·
корреспондентский пункт журнала
РАН и Академии
наук Беларуси «Личность. Культура.
Общество», ·
штаб-квартира общественной
организации Рязанская Ассоциация
Социологов, Социальных Педагогов и
Социальных Работников (АССОПР), ·
молодежное научное объединение
кафедры социологии «Огюст», в составе
которого молодые ассистенты и
аспиранты, работающие на кафедре
социологии. Целями
деятельности Института являются: -
Координация
всех звеньев процесса подготовки
специалистов (в перспективе бакалавров,
магистров) и кадров высшей квалификации в
области социологии и родственных
специальностей (УП и СО).
-
Формирование
научно-исследовательской базы
реализации ГОСВПО по социологии.
-
Создание
информационной и организационной базы
для производственной и учебной практики
студентов, обучающихся по специальности
«социология».
-
Организация
подготовки диссертационных, дипломных и
курсовых работ, НИРС в целом на основе
практически значимых эмпирических
исследований в соответствии с
региональным социальным заказом. -
Развитие
в РГПУ научной базы социологических
исследований и методики преподавания
социологических дисциплин в вузе и школе. -
Осуществление
собственной издательской деятельности, в
том числе в рамках участия в подготовке
журнала РАН «Личность. Культура. Общество»
-
Объединение
ученых и специалистов, работающих в
области социальных наук, создание своего
рода профессиональных вертикали
и горизонтали, в том числе в рамках
деятельности Рязанского филиала
Евразийской социологической ассоциации. Основное содержание
работы Института заключается в
создании современной учебной, научной и
методической инфраструктуры
социологического образования в
Университете самого высокого уровня.
Таким образом, работа каждого
подразделения Института нацелена прежде
всего на развитие студенческого
творчества, вовлечения студентов в НИР,
издательскую, организационную и другие
виды деятельности Института. В целях развития и
расширения диверсификационного
потенциала социологического образования
была проведена организационная работа по
открытию новых специальностей: «управление
персоналом» и «связи с общественностью».
В настоящий момент завершена работа по
согласованию учебных планов трех
специальностей с целью их
взаимодополнения в соответствии с опытом
ГУУ, в котором аналогичные специальности
объединены в Институт социологии и
управления. Таким образом, сделан
организационный шаг по созданию
образовательного комплекса,
объединяющего основные направления и
виды социального образования в высшей
школе по классификации, предложенной Ю.М
Резником: социально-научные профессии (социология),
социально-практические (связи с
общественностью) и социально-управленческие
(управление персоналом). Ведется работа
по подготовке к развитию многоуровневого
образования (открытию бакалавриата и
магистратуры) по всем трем
специальностям. В определенной степени
такой подход соответствует логике гибких
структур, обеспечивающей высокую степень
выживаемости в условиях рыночного спроса
на образовательные услуги. Профессиональная
подготовка студентов осуществляется с
использованием потенциала всех
подразделений университета, что
выражается в подготовке курсовых и в
перспективе дипломных работ
исключительно на основе собственных
исследований Института, проводимых с
участием всех студентов, обучающихся на
отделении социологии. Научно-исследовательская
работа студентов осуществляется
в форме социальных проектов как по
проблематике Университета, самого
Института (подобный опыт эффективно
используется в Московском гуманитарном
университете), так и на базе предприятий и
организаций, имеющих опыт
социологической деятельности или
перспективу создания
и расширения рабочих мест социологов:
Государственный приборный завод,
Управление по налогам и сборам Рязанской
области, издательский дом «Центр - Регион»,
торговый дом «Барс», ГТРК «Ока» и др. В настоящее время
одним из направлений работы Института
является совместный проект с Центром
трудоустройства РГПУ по дальнейшей
разработке Клуба
«Профессионал», объединяющем
потенциальных работодателей, студентов и
соотвествующие подразделения
Университета с целью углубленной
профессиональной подготовки студентов
по индивидуальным исследовательским
программам на базе реальной проблематике
Заказчиков. По итогам научных
исследований Института в области
электоральной социологии, социологии
молодежи, социологии управления,
проводимых с участием студентов,
в 2003г. студенты и аспиранты
участвовали в Международной конференции
НСО МГУ им. М.В.Ломоносова,
Всероссийском семинаре по проблемам
управления в Государственном
университете управления. Другими словами,
очевидный эффект создания Института
социологии выразился в повышении уровня
научно-исследовательской работы
студентов в каждом ее элементе: от
значимости тематики до обоснованности и
серьезности результатов. За время работы Институтом совместно с ГУ ЦБ РФ по Рязанской области проведены две научно-практические конференции: «Региональные аспекты социальных последствий экономического развития» и «Ресурсный потенциал Рязанской области и проблемы его использования». В мае 2003 г. на базе
Университета состоялась межвузовская
конференция «Социальное образование и
социальная наука в регионе» с выездными
заседаниями Попечительского совета
журнала «Личность. Культура. Общество»
и Клуба социальных проектов и идей
Московской гуманитарно-социальной
академии. В настоящее время
осуществляется расширение состава
Института: подписан договор о вхождении
Университета в состав Попечительского
совета журнала «Личность. Культура.
Общество». Планируется создание Центра
социального образования и социальной
науки. Учреждено региональное отделение
Российской социологической ассоциации
РоСА. Таким образом, опыт института социологии как форма институциализации социального образования в университете представляется заслуживающим внимания и расценивается нами как одно из перспективных направлений развития социального образования. |