о сайте ...

Институт социологии как форма институциализации социального образования в университете.

Степанов Николай Александрович,
Базеева Екатерина Валерьевна
Рязанский государственный педагогический университет им. С.А. Есенина

Одной из стратегических целей развития Рязанского государственного педагогического университета им С. А Есенина, ведущего в регионе высшего учебного заведения гуманитарного и социального профиля, является реализация регионообразующей функции университета, не сводящейся  только к оказанию образовательных услуг в регионе, а заключающейся в выполнении социокультурной миссии в разных плоскостях: собственно образовательной, научно-практической, консалтинговой, проектно-внедренческой и др.

Одно из направлений развития социально-гуманитарного образования и практики в университете представлено Учебно-научным комплексом «Институт социологии»  Рязанского государственного педагогического университета им. С. А. Есенина. Институт  является структурным подразделением университета и создан с целью координации деятельности основных социологических подразделений Университета в интересах наиболее полного обеспечения реализации ГОСВПО по специальностям социального и гуманитарного профиля, а также для развития соответствующей научно-исследовательской работы в Университете.

Следует отметить, что предпосылки формирования Института складывались, а условия целенаправленно формировались в течение ряда лет с 1993г., в период разработки концептуальных документов развития регионального образования и создания основ социального образования в Университете. Значительный опыт формирования учебно-научной инфраструктуры социального образования был приобретен в процессе становления специальности «социальная педагогика».

Для обеспечения преподавания общепрофессиональных и специальных дисциплин в июле 1996 года была открыта кафедра социологии и социальной педагогики (ныне кафедра социологии), которая также выполняет  функции общеуниверситетской кафедры, обеспечивая преподавание социологии на различных факультетах в рамках  блока гуманитарных, социальных и экономических дисциплин.  

Одной из основ работы института является организация производственной практики как стержня профессиональной подготовки студентов, обучающихся социальным наукам.

Производственная практика выполняет функции:

·      ведущей  формы  самостоятельной работы студентов,

·      основного поля практической подготовки специалистов,

·      главной формы студенческой научно-исследовательской работы,

·      массового распространения социальной теории и практики в организациях региона,

·      создания позитивного климата в регионе для формирования новых рабочих мест для выпускников социальных специальностей,

·      решения конкретных социальных проблем региона.

Производственная практика студентов напрямую увязывается с практически значимой научно-исследовательской и внедренческой деятельностью института. В частности, на базе многопрофильной НИР осуществлены в частности серии электоральных социологических исследований, разработана “Пилотная программа адресной социальной помощи на базе электронных форм обслуживания” в рамках взаимодействия РГПУ с Министерством труда и занятости, проведены социологическое исследования “Социальные характеристики молодежи Рязанской области – 97 - 2000” и другие. Массовым полем включения студентов в научно-исследовательскую работу является организация мониторинговых диагностических исследований в школах г. Рязани, прежде всего в рамках производственной практики. На основе этой деятельности разработана типовая технология диагностики образовательных процессов.

На каждом этапе НИР к реализации различных проектов подключены студенты разных курсов в зависимости от сложности задач, а дипломные и курсовые работы выполнятся только на базе собственной НИР в организациях и на предприятиях с обязательной проектной частью.

В ходе становления института социальных педагогов в школах г. Рязани сформировался определенный практический опыт институциализации социального образования. Можно сказать, что были отработаны элементы внешней и внутренней моделей институциализации социальной теории.

Мы исходили из понимания того, что социальный педагог -  специалист изучающий и организующий социальное пространство школы, существование школы в социуме, процессы социализации субъектов образования, социальные аспекты образования в целом. Главной сферой деятельности социального педагога является социум, социальное пространство   жизнедеятельности человека и школы.

Социальный педагог имеет как специфическое поле деятельности, так и общее с другими специалистами и службами социальной сферы.

Общее -  социальная деятельность, то есть  деятельность по воспроизводству социальной субъектности.

Различия проявляются, прежде всего, в разграничении компетенции социальных педагогов и социальных работников:

- функциональное: основная функция социальной педагогики - контроль и корректировка нормы социализации, функция социальной работы - компенсация нежелательных последствий социальных явлений и процессов;

- объектное: социальная педагогика нацелена на все слои населения, социальная работа – на маргинальные и уязвимые социальные группы;

- технологическое: социальный педагог стремится своевременно определить проблему, выявить причины, порождающие её, обеспечить превентивную профилактику различного рода и, таким образом, оздоровить окружающую микросреду, оптимизировать социальное пространство школы. Поэтому всестороння диагностика социального пространства с целью контроля социальных характеристик – важнейшая функция социального педагога и условие его эффективной деятельности. Задачей социального педагога как специалиста по оптимизации социального пространства является активизация потенциала социальных субъектов для повышения эффективности социальных взаимодействий, развития отношений в социуме через определение скрытых, неиспользованных социальных ресурсов жизнедеятельности школы, их диагностику и определение необходимости подключения  к решению обнаруженных проблем соответствующих специалистов. Социальный работник в отличие от социального педагога имеет дело с состоявшейся проблемой, связанной с отклонением от социальной нормы, что требует специальных видов социальной помощи (в том числе психосоциальной, а в тяжелых случаях – и психотерапевтической) и более узкой специализации.

Превентивно-профилактическая деятельность является общей для социальных педагогов и социальных работников, но если она доминирует в деятельности социального работника – это свидетельство высокого качества его работы, если же к ней сводится деятельность социального педагога – эффективность его работы невысока.

Организационно  рабочие места социальных педагогов рассматривались нами как поле институциализации социологии  в школах.

Об элементах внешней модели институциализации можно говорить в связи с развитием и  реструктуризацией социального образования в университете, определенным итогом которой стало создание Института социологии РГПУ.

В состав (а точнее, в круг координационной деятельности) Института в соответствии с положением входят:

·  кафедра и отделение социологии социально-экономического факультета (а теперь и специальности «управление персоналом» и «связи с общественностью»),

· Учебно-производственная лаборатория  экономических и социальных исследований и моделирования (ЛЭСИМ) социально-экономического факультета,

· Информационно-аналитический центр РГПУ «Регион-Стратегия», 

· штаб-квартира Рязанского филиала Евразийской социологической ассоциации (ЕАСА),

· корреспондентский пункт журнала РАН  и Академии наук Беларуси «Личность. Культура. Общество»,

· штаб-квартира общественной организации Рязанская Ассоциация Социологов, Социальных Педагогов и Социальных Работников (АССОПР),

· молодежное научное объединение кафедры социологии «Огюст», в составе которого молодые ассистенты и  аспиранты, работающие на кафедре социологии.

Целями деятельности Института являются:

- Координация всех звеньев процесса подготовки специалистов (в перспективе бакалавров, магистров) и кадров высшей квалификации в области социологии и родственных специальностей (УП и СО).  

- Формирование научно-исследовательской базы реализации ГОСВПО по социологии.  

- Создание информационной и организационной базы для производственной и учебной практики студентов, обучающихся по специальности «социология».  

- Организация подготовки диссертационных, дипломных и курсовых работ, НИРС в целом на основе практически значимых эмпирических исследований в соответствии с региональным социальным заказом.

- Развитие в РГПУ научной базы социологических исследований и методики преподавания социологических дисциплин в вузе и школе.

- Осуществление собственной издательской деятельности, в том числе в рамках участия в подготовке журнала РАН «Личность. Культура. Общество»

- Объединение ученых и специалистов, работающих в области социальных наук, создание своего рода профессиональных вертикали  и горизонтали, в том числе в рамках деятельности Рязанского филиала Евразийской социологической ассоциации.

Основное содержание  работы Института заключается в создании современной учебной, научной и методической инфраструктуры социологического образования в Университете самого высокого уровня. Таким образом, работа каждого подразделения Института нацелена прежде всего на развитие студенческого творчества, вовлечения студентов в НИР, издательскую, организационную и другие виды деятельности Института.

В целях развития и расширения диверсификационного потенциала социологического образования была проведена организационная работа по открытию новых специальностей: «управление персоналом» и «связи с общественностью». В настоящий момент завершена работа по согласованию учебных планов трех специальностей с целью их взаимодополнения в соответствии с опытом ГУУ, в котором аналогичные специальности объединены в Институт социологии и управления.

Таким образом, сделан организационный шаг по созданию образовательного комплекса, объединяющего основные направления и виды социального образования в высшей школе по классификации, предложенной Ю.М Резником: социально-научные профессии (социология), социально-практические (связи с общественностью) и социально-управленческие (управление персоналом). Ведется работа по подготовке к развитию многоуровневого образования (открытию бакалавриата и магистратуры) по всем трем специальностям.

В определенной степени такой подход соответствует логике гибких структур, обеспечивающей высокую степень выживаемости в условиях рыночного спроса на образовательные услуги.

Профессиональная подготовка студентов осуществляется с использованием потенциала всех подразделений университета, что выражается в подготовке курсовых и в перспективе дипломных работ исключительно на основе собственных исследований Института, проводимых с участием всех студентов, обучающихся на отделении социологии. Научно-исследовательская работа студентов  осуществляется  в форме социальных проектов как по проблематике Университета, самого Института (подобный опыт эффективно используется в Московском гуманитарном университете), так и на базе предприятий и организаций, имеющих опыт социологической деятельности или перспективу  создания и расширения рабочих мест социологов: Государственный приборный завод, Управление по налогам и сборам Рязанской области, издательский дом «Центр - Регион», торговый дом «Барс», ГТРК «Ока» и др.

В настоящее время одним из направлений работы Института является совместный проект с Центром трудоустройства РГПУ по дальнейшей разработке  Клуба «Профессионал», объединяющем потенциальных работодателей, студентов и соотвествующие подразделения Университета с целью углубленной профессиональной подготовки студентов по индивидуальным исследовательским программам на базе реальной проблематике Заказчиков.

По итогам научных исследований Института в области электоральной социологии, социологии молодежи, социологии управления, проводимых с участием студентов,  в 2003г. студенты и аспиранты участвовали в Международной конференции НСО МГУ им. М.В.Ломоносова,  Всероссийском семинаре по проблемам управления в Государственном университете управления.

Другими словами, очевидный эффект создания Института социологии выразился в повышении уровня научно-исследовательской работы студентов в каждом ее элементе: от значимости тематики до обоснованности и серьезности результатов.

За время работы Институтом совместно с ГУ ЦБ РФ по Рязанской области проведены две научно-практические конференции: «Региональные аспекты социальных последствий экономического развития» и «Ресурсный потенциал Рязанской области и проблемы его использования».

В мае 2003 г. на базе Университета состоялась межвузовская конференция «Социальное образование и социальная наука в регионе» с выездными заседаниями Попечительского совета журнала «Личность. Культура. Общество»  и Клуба социальных проектов и идей Московской гуманитарно-социальной академии.

В настоящее время осуществляется расширение состава Института: подписан договор о вхождении Университета в состав Попечительского совета журнала «Личность. Культура. Общество». Планируется создание Центра социального образования и социальной науки. Учреждено региональное отделение Российской социологической ассоциации РоСА.

Таким образом,  опыт института социологии как форма институциализации социального образования в университете представляется заслуживающим внимания и расценивается нами как одно из перспективных направлений развития социального образования.