о сайте ...

 

Кафедра


    Тамбовский государственный университет был основан указом Президента Российской Федерации в декабре 1994 года на базе двух вузов Тамбова: Тамбовского государственного педагогического института и Тамбовского государственного института культуры. Сегодня Тамбовский государственный университет имени Г.Р.Державина самое крупное высшее учебное заведение в области и одно из самых крупных в Центрально-Черноземном регионе. Одним из структурных подразделений университета является институт социологии и культурологи.


    В составе института функционируют три кафедры: теоретической и прикладной социологии (зав. кафедрой - проф. В.Н.Окатов), социологии и политологии (зав. кафедрой - проф. В.Ф.Томилин), культурологии (зав. кафедрой -  проф. О.В.Ромах), социологический центр (директор - доцент И.А.Слетков). 

Кафедра теоретической и прикладной социологии

    Кафедра теоретической и прикладной социологии наследует богатые научные традиции, которые формировались и развивались на протяжении многих лет.                  Научно-исследовательская деятельность реализовывается преподавателями и студентами кафедры в рамках международных, федеральных, региональных  и межрегиональных программ.  Основными направлениями исследований является региональное университетское образование, тенденции его дифференциации, позволяющие по-новому взглянуть на высшую школу и ее проблемы, а также выявить возможные пути развития эффективной региональной политики, выработать научно-обоснованную концепцию реформирования региональной системы образования. В настоящее время на кафедре успешно развивается научное направление «Высшее образование в регионе: социально-экономический и социокультурный аспекты», в рамках которого проводят свои научные исследования проф. В.Н.Окатов, кандидаты социологических наук, доценты И.В.Налетова, И.А.Слетков, Н.И.Чанг, кандидат социологических наук М.А.Крылова, осуществляется подготовка аспирантов по специальности 22.00.06 – социология культуры, духовной жизни, студентов специализации социология образования. За время существования научного направления были достигнуты следующие научные результаты:
 · защищено 5 кандидатских диссертаций;
 · проведены исследования, обобщающие опыт организации и определяющие принципы деятельности региональных университетов; выводы и рекомендации социологов используются при разработке программ региональной политики образования;
 · в режиме мониторинга проводятся исследования, посвященные вопросам развития образования в обществе, развития образования как социального института и его связи с основными сферами общества, инновационные процессы в организации образования, управления регионального образования. Результаты исследований опубликованы: в трех сборниках научных статей; коллективной монографии «Высшее образование в регионе: социально-экономический и социокультурный аспекты» (Тамбов, 2002); учебном пособии И.В.Налетовой «Социология образования» (Тамбов, 2002), рекомендованном МО РФ для студентов, обучающихся по специальности 020300 – социология; в более чем 50 статьях, опубликованных в сборниках научных трудов, научных журналах, материалах всероссийских и международных конференций;
 · разработана методика рейтинговых оценок при изучении работы регионального вуза и его взаимодействия с регионом, проведено мониторинговое исследование «Университетская жизнь глазами преподавателей и студентов», начиная с 1998 года с интервалом в два года;
 · проведено компаративное исследование совместно с Индианским университетом (США), посвященное вопросам психологической адаптации студентов в вузе, их взгляд на изменения в системе образования, процессы модернизации;
 · в 2000 году завершена тема, финансируемая Министерством образования РФ «Теоретическое моделирование структуры и системы управления региональным университетом», с 2001 года ведется тема, финансируемая Министерством образования РФ «Теоретико-методологические основы разработки образовательной политики в России и развитых странах мира: сравнительный анализ тенденций». Тему планируется завершить к 2005 году.